Резюме
Подводя итог всему вышесказанному, выделим основные моменты касательно мойки и обезжиривания поверхности.
Мойка
вода должна быть теплой, а напор — сильным;
для более эффективного устранения жировых загрязнений используйте автошампунь;
желательно не использовать тряпку, лучше — мягкую щетку или специальную губку;
особое внимание обратите на нижнюю часть автомобиля — там скапливается больше всего грязи;
после мойки тщательно высушите поверхность.
Обезжиривание
- поверхность обязательно обезжиривать ДО проведения шлифовальных работ;
- нельзя использовать для обезжиривания бензин, нитрорастворители, ацетон;
- после нанесения обезжиривателя нужно подождать 5-10 секунд, чтобы загрязнения как следует растворились, затем образовавшийся раствор удалить чистой сухой салфеткой, пока он не высох;
- желательно применять специальные безворсовые салфетки;
- не нужно пытаться захватить большую площадь при обезжиривании, оптимально — 0,5-1 м².
Простые средства для обезжиривания
Для осуществления подготовительных работ перед окрашиванием поверхности металла доступно много инновационных средств. Однако не стоит игнорировать простые, но эффективные «дедовские» варианты. Перечень:
- Уайт-спирит. Плюсы: универсальный, простой, доступный, быстро сохнет. Очищает от жировых, маслянистых частиц, органических соединений. Минусы: токсичный, имеет резкий запах, огнеопасный, трудно справляется со сложными загрязнениями, оставляет на поверхности пленку.
- Растворитель 646. Преимущества: многокомпонентный состав, доступная цена, эффективен при работе со старой краской, шпаклевкой, лаком, применяется для мытья малярных инструментов. Образует защитную пленку, которая блокирует доступ влаги, предотвращая развитие процесса коррозии. Недостатки: взрывоопасное, токсичное вещество, вступает в химическую реакцию с некоторыми металлами, повреждая основание. Все манипуляции проводятся в специальной защите в хорошо проветриваемом помещении.
- Ацетон многофункциональное средство:
- входит в состав растворителей.
Отрицательные свойства: токсичность, высокая летучесть, резкий запах.
Еще один способ очистки – обезжиривать керосином. Применять с осторожностью, так как он оставляет пленку, снижающую адгезию металлической поверхности. Брать только чистую жидкость, аналогичными свойствами обладает высокооктановый бензин.
Этиловый и изопропиловый спирт подходят для небольших участков. Минус: впитываются в очищаемое покрытие.
Мыльный раствор. Отличный метод обработки хрупких деталей. Не подходит для сложных загрязнений.
Уайт-спирит Растворитель
Ацетон
Керосин
Изопропанол
Мыльный раствор
Способы очистки
Важно понять, что под обезжириванием понимают не просто удаление жиров. Это фактически очистка загрязнений, в числе которых могут быть жирные и масляные компоненты
Поскольку они препятствуют нормальной покраске, от них следует избавиться.
Существует 3 основных способа выполнения подобной задачи.
- Механические методы. Достаточно трудоемкий и длительный. Используется, чтобы добиться легкой шероховатости, обеспечивающей качественное сцепление. Загрязнения удаляются ручными и электрическими инструментами. Но идеальной очистки получить не удается, потому обычно механические методы сочетаются с другими;
- Химические. Самые простые способы избавиться от порой даже незаметной грязи на металле. Здесь не нужно тратить много времени и сил. Результат достигается благодаря особому воздействию жидкого средства, которое смывает масло, жиры, расщепляет их структуру;
- Электрохимические. Подразумевают применение специального оборудования. Реализовать можно только в промышленных условиях. На металл воздействуют электрозаряды вместе со специальными жидкими химическими растворами. Технология отличается высокой эффективность, но отклонение от норм может привести к порче металла.
Поскольку мы говорим про домашние методы обезжиривания, здесь оптимальным становится именно химический способ. Если участок металла имеет более серьезные проблемы в виде царапин, дефектов или следов коррозии, его лучше предварительно обработать механическим способом.
А завершается процедура очисткой с помощью проверенных и рекомендуемых химических жидкостей.
Способы обезжиривания металла перед покрасочными работами
Перед финишной обработкой возникает вопрос, чем обезжирить металл перед покраской. На его поверхности часто остаются загрязнения, пятна жира или масла, ржавчина. От качественной обработки металла зависит качество покрытия краской, его долговечность и стойкость. Обезжириванию подвергаются детали машины, металлоконструкции и другие изделия.
Зачем нужно обезжиривание?
Обезжиривание является стандартной процедурой, которая проводится перед финишной обработкой металлических поверхностей.
Обезжиривание металла позволяет решить следующие задачи:
- удалить слой грязи и пыли, который накапливается на поверхности;
- устранить пятна жира и масла;
- повысить прочность сцепления отделочного материала с металлом;
- увеличить срок службы финишной отделки.
Методы обезжиривания
При выборе способа того, чем лучше обезжирить металл, учитываются следующие факторы:
- наличие дополнительных функций (защита металла от коррозии и др.);
- безопасность для здоровья человека за счет нетоксичных компонентов;
- эффективность состава;
- экономичность и расход средства;
- способность снимать копоть, индустриальные масла, смазки, загрязнения;
- удобство использования.
Эмульсии
Убрать загрязнения, которые с трудом выводятся с поверхности, позволяют эмульсионные средства. Они применяются для работы с нагаром, смазкой, старой краской. Такой вариант сочетает в себе плюсы органорастворителей и щелочных средств.
Состав эмульсий включает растворитель, эмульгаторы, воду, моющие компоненты. Для обработки изделие помещают в емкость с растворителем.
Ультразвуковая обработка
Обработка ультразвуком позволяет улучшить свойства моющих составов. Для этого используются специальные ванны, куда помещаются изделия небольших размеров и сложной поверхности.
Ультразвук позволяет очистить поверхности, требующие идеального качества. Для крупных изделий метод применяется редко, поскольку не всегда оправдан с экономической точки зрения.
Электрохимическая обработка
Электрохимическая обработка выполняется в емкостях, имеющих специальное оборудование. Функции очистителя выполняет газ, который образуется на электродах. Данный метод позволяет снизить расход химических веществ и повысить качество поверхности после обработки.
На видео: интересный способ обезжиривания.
Порядок работ
Проводить обработку нужно в следующем порядке:
- Зачистка поверхности перед покраской механическим способом. Для этого применяется наждачная бумага или болгарка. На данном этапе нужно устранить ржавчину и другие дефекты.
- Элементы, не подлежащие обработке, закрывают с помощью трафаретов или пластыря.
- Обезжирить поверхность специальными средствами, позволяющая избавиться от загрязнений. Работы проводятся с помощью куска ткани.
- После высыхания металла его поверхность подвергается грунтованию и окраске.
Если загрязнения не удаляются тряпкой, то небольшое изделие помещают в емкость с растворителем. Для объемных металлоконструкций применяется пастообразный состав, который закрывают пленкой на несколько часов.
Для работы выбирается помещение, которое хорошо проветривается. Не допускается проводить обработку рядом источником открытого пламени. Предварительно нужно оценить расход растворителя, который потребуется для того, чтобы полностью покрыть поверхность перед покраской.
Перед покраской автомобиля сухое и теплое готовится помещение. Дополнительно потребуется шлифовальная машинка и пневматический пистолет для нанесения шпаклевки и грунтовки. Детали, подлежащие окрашиванию, демонтируют.
Чем обезжирить металлическую поверхность, выбирают из широкого перечня веществ. Окончательное решение зависит от вида загрязнений, которые необходимо удалить, а также от безопасности и расхода растворителя.
Такая обработка позволяет получить качественное лакокрасочное покрытие. Обезжиривание проводится в различных областях, где применяются металлические изделия.
Сюда относится ремонт автомобилей, производственная сфера и др.
Составы для химического обезжиривания стали
Базовая композиция | Особенности приготовления | Температура,°С | Применение |
«ЭКОМЕТ-003» | Требует добавления щелочи, соды, ТНФ | 55–70 | Поверхностно-активная добавка в традиционные составы, улучшающая качество обезжиривания поверхности. |
«ЭКОМЕТ-008» | Готовый концентрат, разводится водой (1:10) | 60–75 | Малопенная. Для обезжиривания струйным методом, при интенсивном вращении или перемешивании. |
«ЭКОМЕТ-005» марки «Х» | Готовый концентрат, разводится водой (1:10) | 40–55 | Для обезжиривания погружением при пониженной температуре. |
«ЭКОМЕТ-011нт» | Требует добавления щелочи и ТНФ | 25–35 | Рекомендуется для обезжиривания погружением при низкой температуре. |
«ЭКОМЕТ-012у» | Требует добавления щелочи и ТНФ | 25–35 | Обладает лучшим обезжиривающим действием из всех низкотемпературных обезжиривающих составов. |
«ЭКОМЕТ-014нт» | Требуют добавления щелочи | 20–35 | Малопенная. Для обезжиривания струйным методом, при интенсивном вращении или перемешивании. |
«ЭКОМЕТ-015нт» или «ЭКОМЕТ-016у» | Требуют добавления щелочи | 20–35 | Для катодного и/или анодного обезжиривания при низкой температуре; «ЭКОМЕТ-016у» обладает повышенной маслоемкостью |
В чем заключается электрохимическое обезжиривание?
После химического обезжиривания следует стадия электрохимического обезжиривания.
Во время э/х обезжиривания деталь загружается в раствор, аналогичный по составу раствору химического обезжиривания. При этом она может выступать как катодом, так и анодом. При подаче на нее тока на ней начинается выделение либо водорода, либо кислорода, в зависимости от полярности. На каждый ампер водорода всегда выделяется в 2 раза больше, чем кислорода. Кроме этого, пузырьки водорода мельче.
Э/х обезжиривание обладает следующими тремя действиями на загрязнения: • Удаление загрязнений химически по аналогии с раствором химического обезжиривания; • Снижение поверхностного натяжения жировой пленки за счет поляризации очищаемой поверхности; • Механическое удаление загрязнений активно выделяющимся с очищаемой поверхности водородом (на катоде) или кислородом (на аноде).
Виды автомобильных грунтовок
При покупке материала, вам нужно ориентироваться в видах грунтовок, так как каждый тип материала отвечает за свой этап работ.
Существует три основных вида:
- Акриловая. Этот тип материала используют как связующий слой между поверхностью металла и основным лакокрасочным покрытием. Он отлично заполняет микронеровности и выравнивает плоскость. Но есть и минус – это гигроскопичность. Он впитывает влагу, и при попадании воды, она может доходить до металла и провоцировать очаги коррозии.
- Эпоксидная. Такой грунт образует герметичный слой пленки, которая обеспечивает гидроизоляцию поверхности. Помимо стальных деталей ею покрывают и поверхности из цветных металлов и гальванических покрытий. Также обеспечивает хороший уровень адгезии.
- Кислотная (фосфатная). Такой тип материала взаимодействует с металлом, образуя пленку окислов, и проникает внутрь структуры. Фосфатные грунты – это преобразователи ржавчины, и их используют для более надежной защиты кузова от коррозийных процессов.
Все эти типы грунтовок часто используются, но вот объединять их вместе не всегда желательно, можно, если соблюдать технологию. Например, нанеся кислотный грунт на металл и в последующем не выждав полного высыхания нанести эпоксидный, то он нейтрализует действие кислотного. Если правильно выждать период, то все будет нормально. С акриловым грунтом подобных проблем не наблюдается.
В начале славных дел. Мойка автомобиля
Когда автомобиль заезжает на ремонт, первое, что нужно сделать — это тщательно очистить его от дорожной пыли, грязи и жировых загрязнений, а зимой еще и от налета соли, песка. Для этого хорошенько вымойте автомобиль теплой водой и автошампунем.
Лучшим помощников в этом деле становится моечный аппарат высокого давления, например «Керхер». Такой аппарат позволяет эффективно бороться с загрязнениями за счет сильного напора воды (при низком расходе). Он буквально сметает грязь. Для мойки различных труднодоступных мест — вообще незаменимая вещь.
Тот, кто мыл машину «Керхером» знает, что это одно сплошное удовольствие. 🙂
Мойка высокого давления в работе
Для мытья, особенно на первоначальном этапе, лучше всего использовать щетку с мягкой щетиной или специальную губку. Нежелательно применять всякие тряпки.
При мытье автомобиля тряпкой, песчинки и частички грязи могут поцарапать лакокрасочное покрытие неремонтируемых элементов кузова!
Особое внимание обратите на участки повышенного скопления грязи, а именно на нижнюю часть автомобиля (пороги, колесные арки, внутренние полости крыльев). Сначала намочите грязь и подождите, пока она немного размокнет, а затем смойте
После первоначальной мойки можно приступить к демонтажу деталей, которые препятствуют ремонту (молдинги, резиновые уплотнители, пластиковые детали и т.д.). Как правило, под них обязательно забивается грязь, поэтому процесс мойки необходимо повторить.
Теперь нужно подождать пока автомобиль высохнет. Для ускорения этого процесса продувайте деталь сжатым воздухом и/или используйте обогреватели.
Итак, кузов хорошенько вымыт и просушен. Самое время приступить к обезжириванию.
Чем обезжирить металл перед покраской
Покраска кузова автомобиля или отдельных его элементов занимает немало времени, поэтому выполнять ее водители желают как можно реже
Но, чтобы краска хорошо держалась на металле автомобиля, важно подойти со всей ответственностью не только к выбору самих покрасочных материалов, но и к подготовке поверхности. Очень важным моментом является обезжиривание металла перед покраской, и в рамках данной статьи мы рассмотрим, как это лучше делать
Зачем обезжиривать металл перед покраской
Чтобы подготовить металл и обеспечить нормальную адгезию его с лакокрасочным покрытием, необходимо перед нанесением краски обезжирить металл. Под адгезией понимается соединение материалов друг с другом на молекулярном уровне. Если между молекулами одной поверхности (или вещества) и другого вещества будут находиться “посторонние” молекулы, это приведет к снижению качества их крепления друг к другу.
Не углубляясь в химические процессы нанесения краски, стоит сказать, что различные маслянистые остатки, пыль, мусор и прочее — это то, что будет препятствовать качественному прилипанию краски к поверхности, на которую ее наносят
Для автомобиля, который не является статичным объектом и зачастую находится в движении, важно, чтобы краска максимально крепко крепилась к поверхности, иначе при сильных вибрациях или механическом воздействии со стороны окружающей среды она отвалится
Чем обезжирить металл перед покраской
Главное, о чем нужно озаботиться при обезжиривании, это о полном удалении жировых элементов с поверхности, которая направляется под покраску. В качестве жировых элементов могут выступать всевозможные масляные загрязнения, которые не видны на первый взгляд, но на самом деле присутствуют на поверхности.
Есть множество различных составов, которые способны удалить жировые элементы с поверхности. Наиболее эффективны среди них:
- Керосин или средства на его основе;
- Уайт-спирит;
- Номерные растворители на нитрооснове;
- Обезжириватели, выполненные на сложных спиртах.
Обратите внимание: Имеется распространенное заблуждение, что бензин является хорошим обезжиривателем. На самом деле его лучше не применять, когда речь идет о покраске элементов автомобиля
Связано это с тем, что в составе бензина есть довольно много масляных элементов. Если бензин не самого высокого качества, он создаст дополнительную масляную пленку на металле, которая не видна, но при нанесении краски она воспрепятствует ее качественному прилипанию.
Практически на каждом металлическом элементе автомобиля присутствует в том или ином виде ржавчина. Перед обезжириванием поверхности нужно зачистить металл, удалить с него образовавшуюся пыль и обработать средством на базе ортофосфорной кислоты, которая способна побороть оксиды железа (коррозию).
Обратите внимание: В автомобильных магазинах химические средства на основе ортофосфорной кислоты чаще всего называются преобразователями ржавчины
После того как поверхность обработана составом на основе ортофосфорной кислоты, следует наносить сам выбранный обезжириватель. Растворители являются довольно летучими составами, поэтому сразу после их нанесения ветошью можно будет начинать покраску (или нанесение грунта)
Важно помнить, что работать с растворителем можно только в хорошо проветриваемом помещении, поскольку подобные средства сильно токсичны. Также рекомендуется при работе с растворителями использовать защитные перчатки и респиратор
Важно: Если вы проводите локальную покраску небольшого куска окрашенной поверхности, не используйте номерные растворители на нитрооснове. При вступлении в контакт с нанесенной краской они вызовут ее разъедание
В подобным ситуациях лучше отдать предпочтение уайт-спириту или растворителю на основе сложных спиртовых соединений.
Обратите внимание, что после обезжиривания поверхности лучше в ближайшее время начать работы по покраске или грунтовки. Достаточно несколько часов, чтобы на поверхность налипла различная пыль и прочие элементы, которые воспрепятствуют качественной покраске
Материалы и инструменты
В домашних условиях также можно провести эту процедуру либо воспользоваться специальными грунтовочными составами. Порошковая покраска алюминия с анодированием занимает больше времени и способствует увеличению расходов, но результат стоит потраченных усилий. Предварительно нужно подготовить инструменты и материалы, без которых невозможно добиться долговечного и качественного покрытия:
- распылитель, валик или кисть;
- наждачная бумага с мелкой зернистостью (необходима для матирования алюминиевой поверхности);
- тара для размещения детали, подлежащей обработке;
- уксус для разбавления лакокрасочного состава;
- анилиновый краситель;
- средство для обезжиривания;
- ингредиенты для электролитического состава (вода, соль, пищевая сода).
Металл
Все современные химреактивы, применяемые для обезжиривания, являются по сути своей растворителями для органики и, соответственно, неорганические поверхности (в первую очередь металлические) затрагивать не должны. Старинные и дедами проверенные обезжириватели – бензин с керосином и ацетоном – вполне справлялись бы со своей ролью, но отринуты современным автомобильным сообществом в связи с повышенной горючестью. Уайт-спирит тоже не лишен ее, но гораздо менее летуч, в связи с чем, более корректен с точки зрения техники безопасности в использовании.
С металлами в реакцию он не вступает, так что нет никакой опасности проделать с его помощью дырку в борту своего железного друга.
Не растворяет уайт-спирит и покрытия кузова, даже если они уже не цельные и снабжены царапинами и потертостями. С учетом его невысокой цены – рублей 50 за литр – использовать его в гаражных нуждах предпочитает большинство автовладельцев. Единственный недостаток вещества – довольно сильный и стойкий характерный запах.
С осторожностью уайт-спирит может применяться только к алюминиевым деталям и сплавам, содержащим данный металл. Алюминий легко разъедается некоторыми органическими соединениями
В теории, уайт-спирит повредить такие детали не должен, но кто его знает, что домешано в исходный материал. Во всяком случае, в народной автопрактике случаи деформации алюминиевых деталей встречались.
Обезжиривание металлических поверхностей
Любая поверхность перед покраской нуждается в очистке и обезжиривании, таким образом обеспечивается лучшая адгезия между рабочей поверхностью и защитным или декоративным покрытием. Способы обезжиривания зависят от вида поверхности, её материала, и объёма покрасочных работ. Рассмотрим проблему на примере обезжиривания металлических поверхностей
Для очистки и обезжиривания применяются:
- механические способы;
- электрохимические;
- очистка сухим льдом за счёт образующейся разности температур и силы струи выброса;
- химические способы;
- а также их комбинированные варианты.
Механические способы обезжиривания и очистки нужно использовать тогда, когда для покраски нужна шероховатая поверхность. Для очистки и удаления масел, старых смазок, других жировых загрязнений, применяют в этом случае стальные щётки и шлифовальные круги. После этого очищенное основание обеспыливается для того, чтобы убрать остатки загрязнений и абразивного материала.
Если требуется гладкая рабочая поверхность для покраски, обезжиривание проводится химическим способом.
Электрохимический способ и способ обезжиривания с помощью сухого льда требуют промышленного оборудования для работы.
Если поверхность новая, чистая, и явных масляных пятен на ней нет, удобно использовать для обезжиривания летучий растворитель, который применяется для разбавления краски. Вид растворителя должен быть указан на ёмкости с краской. Чаще всего это растворитель 646, бензин или сольвент.
Хорошо очищают, в том числе и от жировых загрязнений, растворы щелочей в воде, особенно при повышенных температурах. Однако такую обработку материала в домашних условиях провести достаточно сложно.
Ещё один способ обезжиривания — использование моющих растворов, содержащих большое количество детергента, с последующим ополаскиванием водой и сушкой. К сожалению ПАВ не всегда может очистить полностью поверхности со всеми типами жировых загрязнений. Например, застарелую смазку или машинное масло без остатка только с помощью ПАВ убрать нельзя.
Органические вещества, применяемые для химического обезжиривания:
- Уайт-спирит, хорошо очищает поверхность от жировых загрязнений, однако оставляет на ней плёнку, которая ухудшает адгезионные свойства поверхности.
- Трихлорэтилен, обезжиривает поверхности из чёрного металла, однако им не рекомендуется пользоваться в случае алюминиевых поверхностей, а также плакированных и обработанных различными эмульсиями материалов.
- Ацетон, хорошо удаляет жиры, но растворяет не все виды загрязнений.
- Легкокипящая фракция бензина — хорошо очищает, но является весьма пожароопасной.
Наиболее оптимальным вариантом химического удаления жиров и масел с рабочей поверхности являются готовые комплексные химические растворы, широко представленные на рынке. Они включают в себя сразу несколько действующих веществ, таких как ПАВ, органические растворители, щелочь, и разнообразные присадки. Средства имеют водную основу, что обеспечивает пожаробезопасность и существенно снижает токсичность растворителей, а также неприятный запах, им свойственный. Комплексные средства для удаления жировых и масляных загрязнений нужно подбирать в зависимости от типа очищаемой поверхности согласно рекомендации производителя.