Характерные черты стиля
Ампир как архитектурный и интерьерный стиль зародился в начале 19 века с легкой руки Наполеона Бонапарта. Он был призван подчеркнуть величие императора, соединив в себе торжественность, роскошь и строгость.
Основой ампира является римская античность с ее монументальными арками, колоннами, кариатидами. Архитектура и интерьеры 19 века в имперском стиле отличаются монументальностью, целостностью и симметрией.
В отделке использовались красное дерево, мрамор, бронза и позолота. Стены украшали росписью античных сцен, барельефами. На потолке использовали гипсовую лепнину.
Интерьеры 19 века в стиле ампир выдержаны в насыщенных цветах: синем, красном, зеленом, бирюзовом, белом. Они хорошо сочетаются с обилием позолоты и витиеватого декора. Нередко использовались и пастельные оттенки: молочный, бежевый, лавандовый, бледно-голубой, фисташковый, мятный.
Дополняла отделку монументальная мебель из красного дерева с декоративными накладками из бронзы или позолоченной резьбой. Популярны были звериные мотивы в мебели: ножки в виде лап, подлокотники с головами львов. Поход Наполеона в Египет спровоцировал моду на аутентичную атрибутику, которая впоследствии повлияла на французский ампир, органично влившись в интерьер наряду с античными мотивами. Не менее популярна была военная тематика: картины со сценами сражений, оружие.
Новые веяния античной культуры в Европе: истоки неоклассицизма, ампира и романтизма
Европейская художественная культура многогранна и многолика, тем не менее, античная художественная традиция является системообразующей и многократно заимствованной. Именно по этой причине наши современники не имеют четких представлений, что же относится к классике и классическим интерьерам. Многие из наших клиентов считают роспись и фотообои в интерьере современным решением, между тем этот способ оформления пришел к нам из глубины веков, а именно из эпохи барокко и рококо, этому тоже была посвящена отдельная тема в дизайне помещений.
Ампир в современном интерьере
После целого тысячелетия забвения классических художественных ценностей и культуры Римской Империи с подачи императора Константина, открывшего новую эру современной цивилизации, связанную с христианской религией, античные ценности пережили очередной рассвет в Эпоху Возрождения (фр. Renaissance). На этапе позднего ренессанса появляется стиль маньеризм, для которого характерен отказ от классических пропорций и их преднамеренное нарушение. За ним последовали театральные стили барокко и рококо, основанные на свободной «игре» с классическими художественными инструментами.
В XVIII веке художники переосмысливали достижения предшественников, барокко подвергался резкой критике, в результате появилось художественное направление с уникальными признаками, которое известно под термином «неоклассицизм». Это явление было характерно для европейской культуры, начиная с середины XVIII века по XIX век.
Пять доходных домов, в которых вам захочется жить
Дом Мила
Где это
В Барселоне, в районе Эшампле.
Чем интересен
Автором. Этот доходный дом построил Антонио Гауди, а Мила — фамилия заказчика. Второе название дома — Pedrera — переводится как «каменоломня». Неровные линии и глубокие оконные проёмы действительно наводят на мысли о пещерах и подземных ходах.
На улицу дом выходит светлым, почти белым фасадом. Но зайдя во двор, вы увидите, что внутренние стены переливаются разными оттенками фиолетового, синего и зелёного и напоминают толщу воды. А массивные трубы на крыше похожи не то на шахматные фигуры, не то на сюрреалистические образы с картин Дали.
Дом Бакалеева
Вознесенский проспект, 22
Бывшая «Варваринская гостиница», где Лужин поселил мать и сестру Раскольникова: «Это на Вознесенском,… там два этажа под нумерами; купец Юшин содержит… Скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место; штуки случались; да и черт знает кто не живет!»
Здесь же располагалась кондитерская Миллера, где Иван Петрович встретил старика Смита: «Посетители этой кондитерской большею частию немцы. Они собираются сюда со всего Вознесенского проспекта — все хозяева различных заведений: слесаря, булочники, красильщики, шляпные мастера, седельники — все люди патриархальные в немецком смысле слова. У Миллера вообще наблюдалась патриархальность».
Кто мог стать домовладельцем
В основном домовладельцами были частные лица. Например, в Петербурге в конце XIX века им принадлежало 88% наёмного жилья. Обычно это были состоятельные и предприимчивые люди — владельцы фабрик, заводов и магазинов. Но чтобы построить такой дом, не обязательно было становиться олигархом. Так, небольшим доходным домом в стиле эклектики на Новокузнецкой улице в Москве преподаватель гимназии Л. А. Энгельбрехт. Домовладельцем был и австрийский архитектор Отто Вагнер: он сам проектировал здания, квартиры в которых потом сдавал. А доходный дом по адресу ул. Бауманская, 23 в Москве и вовсе принадлежал крестьянину Антону Фролову.
В Москве и Петербурге доходные дома часто записывали не на фактического хозяина, а на его жену. Автор радиопрограммы «Ну да, Москва» и одноимённого Instagram-аккаунта* Владимир Раевский объясняет это «старинной русской традицией экономической безопасности». Один из примеров такой логики — дом, построенный в Москве железнодорожным магнатом Петром Перцовым. По документам здание принадлежало его жене Зинаиде.
Владельцем могла быть и организация. Некоторые доходные дома находились в собственности учебных заведений, церкви, частных компаний и благотворительных обществ. Так, нарядный доходный дом с часами на Сретенском бульваре в Москве принадлежал страховому обществу «Россия». Небольшой частью домов, построенных для сдачи квартир, владело и государство.
Иногда потенциальные жильцы сами создавали товарищество, чтобы построить для себя доходный дом, но доля такой недвижимости на российском рынке была невелика.
Казанский собор
Адрес: Казанская площадь, дом 2.
Казанский собор — самое необычное и примечательное здание на Невском, его не спутать ни с чем. Его начали строить в 1801 году по инициативе графа Александра Строганова, архитектор — Андрей Воронихин. Отличительная особенность храма — парадная полуциркульная колоннада, которая раскрывается к Невскому проспекту. Колоннада скрывает основную часть здания, в центре возвышается огромный купол.
Построенный перед началом Отечественной войны 1812 для хранения списка чудотворной иконы Казанской Божией Матери, во время войны он превратился в хранилище священных реликвий. Сюда свозили военные трофеи: ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы, а также армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войн. В 1813 году в соборе был похоронен победитель Наполеона — Михаил Илларионович Кутузов, что усилило мемориальное значение Казанского собора.
К 25-летию победы над Наполеоном в 1837 году перед собором установили бронзовые памятники полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, их выполнил скульптор Борис Орловский.
В 1900 году перед Казанским собором был разбит Казанский сквер. Сейчас его чаще всего называют в обиходе «Казанский пятачок» или просто «Казань». Он является излюбленным местом встреч и свиданий. В 1980-е годы сквер был местом постоянных митингов различных партий и движений.
Дом Котомина
Дом №18
Здание было построено в середине XVIII века, один фасад выходит на Невский, второй на набережную Мойки. В начале XIX века оно принадлежало купцу Конону Котомину, поэтому его называют Дом Котомина.
В 1812-1815 годах по желанию купца дом был перестроен по проекту архитектора Стасова В.П., украшен величественным портиком, а по углам здания оригинальными четырехколонными лоджиями. Которые снесли в 1846 году для уширения проспекта. При реставрации в 1985 году лоджии были восстановлены.
В Доме Котомина находилась большая книжная лавка, магазин Елисеевых, пока он не переехал в отдельный магазин и знаменитая кондитерская Вольфа и Беранже, в которой встречались известные писатели, поэты и журналисты. Именно здесь Пушкин встретился со своим секундантом — лицеистом Константином Данзасом 27 января 1837 года. Отсюда они отправились на Черную речку — к месту последней дуэли поэта.
В конце XIX века в Доме Котомина открылся элитный ресторан Лейнера. Именно сюда поздним вечером 20 октября 1893 года зашел Чайковский, где ему подали стакан некипяченой воды. На следующий день композитор почувствовал себя плохо, 25 октября он умер от холеры.
Сейчас на углу дома Котомина на двух этажах находится ресторан «Литературное кафе», открытый здесь в 1985 году. В ресторане живая музыка, русская кухня и Пушкин (восковая фигура) за столиком.
Гостья из прошлого: дизайн квартиры в духе XIX века
Раньше, конечно, все было лучше. Во всяком случае, манеры и интерьеры. А что если скопировать дизайн квартиры конца XIX века в современные условия? Что-то выдумать, что-то обыграть. Не получится ли диссонанса, безвкусицы? Не получится — утверждает дизайнер Алина Карпова.
1 из 1
На фото:
Фото очень красивых квартир, выполненных в классическом стиле — неисчерпаемый источник для вдохновения декораторов. Фото Аси Барановой
Сведения о квартире: квартира 145 кв.м. в новом жилом комплексе на Кутузовском проспекте, Москва.
О владельцах: интеллигентная супружеская пара.
Пожелания: теплая и уютная квартира.
Интерьер этой квартиры словно сошел со старинных фотографий — там, где прадедушка в кителе и с усами, а прабабушка с кружевным зонтом. Дизайнеру Алине Карповой удалось воссоздать не только дух, но и архитектурные, декоративные приемы позапрошлого века. Мебель, двери, отделка стен и пола — все дышит эстетикой ушедшей эпохи. Просторная квартира создавалась для интеллигентной пары, поэтому выбран деликатный классический стиль. Здесь нет вызывающего декора и нарочитой пышности, зато есть безупречный вкус.
Перемещение во времени начинается уже с прихожей. Сразу от входа мы попадаем в сдержанный английский холл начала прошлого века. Все детали тщательно подобраны – мелкая квадратная плитка с «мушками» на полу, темная деревянная мебель в духе неоклассики, изящные, но без избыточного декора светильники. И, конечно, обои с геометрическим узором – именно такие могли быть на стене квартиры какого-нибудь солидного доктора.
Длинный глухой коридор, объединяющий анфиладу комнат, как будто скопирован с исторического интерьера. Так могли выглядеть в прошлой жизни питерские коммуналки. Бежевые панели в тон обоям, высокий лепной карниз на потолке, роскошные парные люстры, свисающие с потолка, живопись на стенах – все эти детали воссоздают обаяние неоклассики. Именно так выглядели очень красивые квартиры сто лет назад. Белые филенчатые двери с решетчатым остеклением и высокий плинтус – тоже буквальная классическая цитата.
Кухня-столовая в сиреневых тонах оправдывает обещания прихожей. Особенно хороши стулья с заклепками на спинках и четырехстворчатые двери. Кухня сто лет назад не была публичным местом, поэтому здесь дизайнер додумывает элементы. Появляется барная стойка с каменной столешницей и опорной полуколонной в духе ар-деко, барные стулья с гнутыми ножками. Для бытовой техники выделен специальный шкаф в углу. Чтобы компенсировать нехарактерные металлические фасады, шкаф украсили классическими бра в том же дизайне, что и роскошная люстра.
В гостиной натуральный темный паркет и восточный ковер на полу, а так же модный в конце позапрошлого века ориентальный столик. Главную роль в комнате играет массивный книжный шкаф из темного дерева, украшенный филенками, бра и латунными накладками. Из деталей поддерживающих стиль – розетка на потолке и широкий дверной портал: с декоративными панелями, подсвечниками на стенах и широкими профилированными косяками. И конечно, какая приличная гостиная без живописи на стенах в резных багетах?
Между гостиной и полукруглой лоджией нет ни стен ни дверей – прием, использованный для расширения пространства. Впрочем, он компенсирован лепниной в дверном проеме. Карнизы для штор по бокам портала говорят о том, что там предполагаются портьеры.
Изящность и достоверность исторического интерьера достигаются за счет деталей – столик, ваза и керосиновая лампа выглядят упоительно антикварно.
В спальне ключевую роль играет большой старинный комод, на котором разместилась картина и всякие мелочи. Зеркало в состаренной золоченой раме стоит на полу, как будто его забыли повесить – модный сегодня прием. Роскошные тисненые обои придают романтичное настроение сдержанной колористике стен.
Встроенный платяной шкаф заслуживает отдельного внимания. Никаким современным дверцам на роликах, конечно, было не место в этом интерьере. Достоверные филенчатые дверцы со стеклянными вставками затянуты изнутри присборенными шторками – точно такой декор использовался сто лет назад и для межкомнатных дверей и для дверец небольших шкафчиков.
В ванной отказались от стандартной душевой кабины – она выглядела бы слишком современной. Вместо нее – ниша, выложенная плиткой. Душ с огромной лейкой и латунная сантехническая арматура тоже выдержаны в нужной стилистике. Для мелочей приспособлена деревянная этажерка.
Плиткой выложена не вся стена ванной, а только нижняя панель – верхняя часть отделана цветной штукатуркой. Такие стены – тоже деталь неоклассического интерьера. Зеркало в резной золоченой раме и, конечно, раковина в роскошной деревянной тумбе тоже подобраны в согласии с выбранным стилем.
Как Петербург жил без канализации и какой запах стоял на улицах города
В Петербурге существовали сложнейшие системы фонтанов, поэтому технически водопровод в городе был с момента основания. Но он никому оказался не нужен.
В середине XIX века в Петербург приехал граф Эссен-Стенбок-Фермор, посмотрел, как в столице Российской империи моются из кувшинов, и сделал первый водопровод по улицам Знаменской (Восстания), Итальянской, Сергиевской (Чайковского). Вода подавалась водокачкой, стоявшей у Воскресенского моста. Но граф прогорел, потому что никто не хотел подключаться к этому водопроводу.
Водовоз. Фото: vodokanal.spb.ru
Постепенно в конце XIX века водопровод сначала устанавливают на левобережной части, а затем на правобережной.
Потрясающе, что с водопроводом почти 40 лет в Петербурге не было сливной канализации. До революции была только ливневая. Она есть до сих пор, ее можно опознать по крышкам люков с большими прорезями. Туда уходит снег и дождь.
Строительство канализации в Ленинграде в 1920-е годы. Фото: vodokanal.spb.ru
Вода из труб уходила в выгребные ямы, которые находились около каждой черной лестницы. В обычных домах это была выкопанная яма с земляными стенками — и жидкости всасывались в почву. При этом посередине двора обычно был колодец.
В лучших домах понимали, что это негигиенично, и делали бетонированные выгребные ямы. При наличии ванн, ватерклозета в эти резервуары попадало огромное количество воды. Вычерпывали ее оттуда золотари (ассенизаторы) ковшиками на длинной палке.
Ведро и бадья для извлечения «густых» частей из выгреба. Фото: helpiks.org
Что касается запаха, то в приличных домах на ямах были люки, где-то они даже закручивались крышкой. Запах был от другого: транспорт в основном гужевой, и, естественно, лошади оставляли следы своей жизнедеятельности. Поэтому Петербург был покрыт тонкой взвесью желтой пыли. В летние месяцы всё это стояло над городом. Отсюда пошла мода на дачи.
Дом Зингера (Дом Книги)
Дом №28
Шестиэтажное здание на углу Невского и канала Грибоедова (раньше Екатерининского канала) было построено в 1904 году по проекту архитектора Павла Сюзора для американской компании Зингер. Дом Зингера впечатляет декоративной угловой башней, на которой находится огромный стеклянный глобус. Во время Первой мировой войны на куполе появилась скульптура белоголового орлана — символ американского герба.
После революции на двух нижних этажах здания открылся книжный магазин, на остальных находились издательства и редакции газет. Дом книги не закрылся даже во время Великой Отечественной войны и работает в настоящее время. Его часто называют «Книжкин дом».
В доме Зингера размещается штаб-квартира компании Вконтакте. Она занимает пять верхних этажей. Именно отсюда из верхнего этажа здания создатель компании Павел Дуров выпускал самолетики с 5-тысячными купюрами для гуляющей по Невскому толпы.
В 2000-2006 годах в здание проходила масштабная реконструкция. Интерьерам был возвращен исторический облик. Дом Книги — является красивейшим и необычным зданием Петербурга, находится напротив величественного Казанского собора.
Интерьер недели: двухкомнатная квартира в доходном доме XIX века
Владельцы квартиры в Плотниковом переулке обратились к Михаилу Свистунову и Наталии Лихачевой-Заворотищевой впервые. Дизайнерам предстояло создать уютное пространство для «эфемерного» жильца – арендатора или покупателя. Никаких стилистических рамок и специальных пожеланий не было.
«Нас с первого взгляда вдохновил объект – дом с прекрасным тихим зеленым двором. В доходном доме постройки конца XIX века, расположенном в заповедных переулках Арбата, проживало немало известных людей, – рассказывают дизайнеры. – Квартира досталась частично меблированной, с вещами прежних владельцев. Конечно, нарушать эту стилистику нам не хотелось: так появилась концепция интерьера в духе жилья советской интеллигенции – заказчикам идея понравилась».
Перепланировку авторы проекта проводили в рамках действующего законодательства. Основные изменения – в общественной зоне: маленькую гостиную расширили, объединив ее с кухней. Так в одном помещении оказалось четыре высоких окна: квартира расположена на втором этаже, так что «ощущение загородного дома» не покинет жильцов.
На этапе планирования и первых основных закупок материалов заказчики активно участвовали в выборе и согласовании решений. Совместно с дизайнерами они решили обновить паркет «елочку», оштукатурить и покрасить стены. А вот окна и радиаторы единогласно не стали менять. От «прежней» жизни в квартире остались также люстры-светильники и мебельные ручки.
С хранением проблем нет: кухня получилась довольно просторной, нашлось место даже для кладовки. Правда, площадь гостиной все равно мала. Чтобы не захламлять ее, дизайнеры оборудовали библиотеку в коридоре. В спальне и прихожей выделили пространство для полноценной гардеробной, что очень удобно.
«Когда мы приступи к меблировке, заказчики самоустранились, дав нам полную свободу. Единственное ограничение – вписаться в бюджет, – рассказывает Михаил Свистунов. – Новых предметов, сделанных специально для этой квартиры, немного
Мы сосредоточили внимание на поиске винтажных предметов мебели и дальнейших реставрационных работах, на адаптации их под наш интерьер»
Новые серийные предметы, такие как диван, обеденный стол, кровать – бюджетные, в основном отечественного производства. «Не выпасть» из заявленной стилистической идеи дизайнерам помогли найденные в антикварных лавках тумбы, консоли, стулья. Что-то нашли на развалах винтажной мебели: очень помог Mobeledom – магазин мебели прошлого века из Англии и Голландии в содружестве с реставрационной мастерской Сraft Tree. Например, для обивки пары обеденных стульев там нашелся отрез ткани Robert Allen.
«У консоли в гостиной и спальне тоже есть история: это один предмет, распиленный пополам и расставленный в разных помещениях по оси квартиры. Увиденная также в Mobeledom, она не сразу нашла свое место в интерьере: потертые остатки краски красивого голубого тона просились в спальню, но сам предмет был громоздкий, совсем не подходил по размеру и казался стилистически неуместным.
Неделя ушла на размышления. Вопрос неподходящей глубины решили радикально – из одной консоли получили две. Вторую половину уменьшили по высоте, очистили от старой краски и покрыли вручную лаком зелено-коричневого оттенка, подходящим по тону в гостиную», – делятся дизайнеры.
Нельзя оставить без внимания и предметы искусства. Работы скульптора Дениса Петрова и художника Виталия Беспятого, студенческие натюрморты автора проекта Наташи Лихачевой-Заворотищевой – благодаря им интерьер наполнился жизнью.
«Когда наша стройка уже подходила к концу, ремонт затеяли соседи – там когда-то проживала скульптор Вера Мухина, – рассказывает Михаил Свистунов. – К моменту, когда нам посчастливилось побывать в соседской квартире, строители разрушили практически все, но Наташе посчастливилось найти в строительном мусоре два куска гипсового карниза. Мы отнеслись к их истории с уважением и юмором – сделали что-то вроде барельефа «с легендой»: теперь он висит в прихожей».
Дворец Белосельских–Белозерских
Дом №41
Дворец Белосельских-Белозерских построен на углу Невского и набережной реки Фонтанки в 1848 г. архитектором А.И. Штакеншнейдером. Первые владельцы дворца — князья Белосельские-Белозерские. В 1884 году дворец отошел за долги в госказну и был подарен Великому князю Сергею Александровичу — родному брату императора Александра III.
В 1905 году Сергей Александрович был убит революционером Иваном Каляевым. Партия эссеров вынесла ему смертный приговор за разгон мирного шествия к Зимнему дворцу «Кровавое воскресенье» 22 января 1905 г. Его жена Елизавета Федоровна передала дворец племяннику мужа, который воспитывался в их семье — Великому князю Дмитрию Павловичу. В 1916 году он принял участие в убийстве Распутина, за что был выслан из страны.
Дворец после революции занимали различные учреждения, главным образом КПСС. Сейчас здание принадлежит Управлению делами президента РФ. Здесь проводятся экскурсии по дворцу, проходят концерты и спектакли.
Интерьеры 1800-1830-х годов
В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.
Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.
Анфиладу комнат в экспозиции открывает Камердинерская (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».
Камердинерская
Образцом для Портретной (1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.
Портретная, 1805-1810-е гг.
Кабинет (1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.
Кабинет, 1810-е гг.
Столовая (1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.
Столовая, 1810-1820-е гг.
Спальня (1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.
Спальня, 1820-е гг.
Спальня, 1820-е гг.
Будуар (1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.
Будуар, 1820-е гг.
Прообразом Гостиной (1830-е годы) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.
Гостиная, 1830-е гг.
Гостиная, 1830-е гг.
Кабинет молодого человека (1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с усадьбой Тригорское, которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.
Кабинет молодого человека, 1830-е гг.