Комплекс градостроительной политики и строительства города москвы

Долгострой на Эльбе

Проект филармонии на Эльбе (Elbphilharmonie) швейцарцы предварили шумной, но грамотной пиар-акцией, чем не просто прорекламировали широкой публике, а влюбили ее в него. Филармонию на Эльбе называли «флагманским судном» (в некоторых ракурсах очень похожа на корабль), «сердечным делом» всех гамбуржцев и «культурным магнитом международного значения» и предвещали, что она войдет в десятку лучших концертных залов мира. Авторы считали гениальным само местонахождение здания-корабля, словно пришвартовавшегося в устье Эльбы. Комплекс Elbphilharmonie высотой (вместе с крышей-волной) 103 метра должен был занять площадь в 65 тысяч квадратных метров. Внутри, на высоте 37 метров, по проекту располагались два зала на две с половиной тысячи и 600 мест, а также все, что полагается филармонии, плюс ресторан, бар, галерея, отель класса люкс на 200 номеров и 21 роскошная квартира для творческих личностей. Ставший «цоколем» склад бобов какао на набережной, построенный в 1963–66 годах на стрелке Эльбы, было решено сохранить, поскольку комбинация нового и старого практически всем показалась крайне удачной. Финансирование проекта предполагало, что по сорок процентов придется на муниципальные власти и инвесторов, а остаток рассчитывали восполнить пожертвованиями горожан. Но сейчас один из самых грандиозных европейских городских проектов превратился в долгострой. Последнее увеличение стоимости проекта с 241 до 380 миллионов евро и перенос срока завершения проекта на 2 года позже (2012 год вместо 2010 года) вызвали соответствующую реакцию со стороны бургомистра Гамбурга Оле фон Бойста (Христианский демократический союз). Он уволил исполнительного директора проекта Хартмута Вегенера (ReGe), ответственного за исполнение графика реализации проекта. С сентября также были отложены переговоры между городом и инвесторами.

Альянс на арене

Вообще-то пекинский стадион больше похож не на птичье гнездо, а на кружевной воротник исполинского гранда. Еще больше на белоснежные брыжи походит мюнхенский стадион Allianz Arena. Это правильное физическое ощущение — ведь белоснежный пышный «бублик» выполнен из пластиковых воздушных подушек, соединенных в единый конгломерат. Этот тор наверху стадиона делает его похожим и на торт с шапкой взбитых сливок, и на надувную лодку, и на НЛО — эта лодка очень вместительная и рассчитана на 566 тысяч зрителей.

Своим названием стадион обязан совладению сразу двух баварских клубов. Есть и дополнительный смысл: стадион Allianz Arena — детище творческого альянса Херцога и де Мёрона — критики уже называют самым необычным спортивным сооружением в мире. Здесь самые крутые, в прямом смысле, трибуны — они расположены одна над другой, как ложи театра. У стадиона самая большая в мире автостоянка. Но главная находка HdeM — варьируемое трехцветное освещение: опорный сразу для двух футбольных клубов, Bayern и «1860», стадион освещается красным или синим — цветами играющих клубов — или нейтральным белым при общенациональных играх.

Двое или один?

Архитекторы нередко шутят, что Херцог и де Мёрон — это на самом деле один человек, которому посчастливилось чертить не двумя, а четырьмя руками. Отличить Херцога от де Мёрона не удалось даже жюри Притцкеровской премии, которое вообще-то никогда не вручает награду двум архитекторам сразу. Томас Притцкер, учредивший эту награду, весь 2001 год был вынужден объяснять журналистам: «Жак Херцог и Пьер де Мёрон так давно и тесно сотрудничают, что способнос-ти и талант каждого образовали единое творческое целое. Мы просто не имели права выделить одного из них…».

Они действительно всегда вместе — ровесники с разницей меньше месяца, земляки, одноклассники и однокурсники, а после — компаньоны по бизнесу и соавторы. Начинали свою проектную деятельность в родном кантоне, «взрослея» от заказа к заказу, — вначале железнодорожные станционные корпуса и небольшие особняки, а уж потом стали «собирать» целые стадионы, музеи и концертные залы.
Первыми их шедеврами «индустриального периода» считаются так называемый «Сигнальный Ящик» (Signal Box) на железнодорожной станции в Базеле, состоящий из сплошных медных жалюзи, и винная фабрика «Доминус», чей вытянутый массивный объем, составленный как будто бы из каменных осколков, органично вписан в геометрическую структуру виноградника.
Переходным этапом от индустриальной архитектуры к «высокой» стало переоборудование галереи Тейт Модерн, принесшее славу и деньги, а уж после успеха китайских Олимпийских игр архитектурные дворяне вознеслись на самый верх…

У зодческой пары и манеры дворянские: нарочитая сдержанность, любовь к незамысловатым геометрическим формам, простота архитектуры и, главное, ее неагрессивность. Не гонясь за формотворческим тщеславием и не стремясь изобретать новое, они в полной мере стремятся использовать возможности привычных материалов и потенциал окружающего ландшафта. Им тем самым удается раздвинуть границы привычных представлений о фактуре, свойствах и предназначении материалов. Стекло и железобетон они покрывают «набивными» гобеленными рисунками, лихо чередуют глухие и прозрачные плоскости, составляя из стеклянных фрагментов гигантские калейдоскопы или «волшебные фонари».

Геннадий Рыбаченко

Ссылки [ править ]

  1. ^
  2. Джеки Крэйвен. . About.com . Проверено 15 марта 2007 .
  3. ^ Артур Любоу (21 мая 2006 г.). . Журнал » Нью-Йорк Таймс» . Проверено 15 марта 2007 . требуется подписка
  4. Knöfel, Ульрике; Бейер, Сюзанна (30 июля 2008 г.). . spiegel.de . Der Spiegel. Герцог: Мы всегда можем обменяться парой дружеских слов с мэром, но реалии в управлении строительством изменились. Мы имеем дело с миром, который, как это ни парадоксально, часто расходится с архитектурой. С одной стороны, архитектор пользуется большим уважением, а архитектура также способна вызвать радикальные социальные изменения. С другой стороны, влияние архитектора на ход строительства стремительно падает.
  5. Суджич, Deyan (7 апреля 2011). Строительный комплекс . Пингвин. ISBN .
  6. Оуэн, Грэм (2 июня 2009 г.). . Рутледж. п. 9. ISBN
  7. . wikiarquitectura . Проверено 20 декабря 2017 .
  8. . Архивировано из на 4 марта 2014 года . Проверено 7 марта 2014 .
  9. . Змеиные галереи . Проверено 16 октября 2017 .
  10. . Проверено 10 февраля 2016 .
  11. . www.herzogdemeuron.com . Проверено 6 апреля 2018 .

Стиль [ править ]

Ранние работы HDM были reductivist куски современности, зарегистрированные на том же уровне, что и минимализм искусства в Дональда Джадда . необходима цитата Однако их недавняя работа в Prada Tokyo , здании Barcelona Forum Building и на Национальном стадионе в Пекине к Олимпийским играм 2008 года предполагает изменение отношения. Формы и формы некоторых работ предполагают художественное стекло и предметы искусства, которые можно увидеть на журнальном столике, например, в стиле ар-деко. пепельница или необычный контейнер для шоколада — здание становится увеличенной версией настольного искусства, потому что компьютер может это делать, имитируя пластичность носителя и делая это возможным как инженерный подвиг.

Приверженность HdM артикуляции через материальность является общей нитью всех их проектов. требуется пояснение Их формальные жесты в целом эволюционировали от пуристической простоты прямоугольных форм к более сложной и динамичной геометрии. Архитекторы часто называют Йозефа Бойса неизменным вдохновителем искусства и сотрудничают с разными художниками над каждым архитектурным проектом. Их успех можно объяснить их умением выявлять незнакомые или неизвестные отношения с помощью инновационных материалов. необходима цитата

Парижский любовный треугольник

Вернее было бы назвать очередной проект Херцога и де Мёрона «Треугольником», исполненным любви к Парижу. Знак этой любви, запечатленный в металле и стекле, — проект Paris Triangle. Уникальность 180-метровой башни состоит в том, что она будет возведена на территории «малого Парижа» — это редкий хай-тек, вклиненный в самое сердце французской столицы. Впрочем, новый опус швейцарских архитекторов не перегрузит проткнутой «пальцем Монпарнаса» ткани парижской застройки и появится в противоположной части города, у Версальских ворот. Благодаря своей форме «истонченной» пирамиды, сохранившей двухсотметровую ширину основания Хеопсовой, но весьма уменьшившейся в глубину, сократившись до 13 метров, она даже тень будет отбрасывать очень небольшую — больше блики своими стеклянными гранями. В небоскребе запланированы различные общественные пространства и учреждения: зимние сады, бассейн, библиотека и даже Музей языков мира. Первые этажи постройки займут магазины и рестораны. По предварительным оценкам, Paris Triangle будет готова в 2012 году.

История [ править ]

Жак Херцог

Herzog & de Meuron была основана в Базеле в 1978 г. В 2001 г. компания Herzog & de Meuron была удостоена Притцкеровской премии , высшей награды в области архитектуры. Председатель жюри Дж. Картер Браун прокомментировал: «Трудно представить себе архитекторов в истории, которые обращались бы к архитектуре с большим воображением и виртуозностью». Это относится к новаторскому использованию HdM внешних материалов и обработок, таких как стекло с шелкографией . Архитектурный критик и член жюри Притцкера Ада Луиза Хакстейбл кратко резюмировала подход HdM: «Они доводят традиции модернизма до элементарной простоты, В 2006 году журнал New York Times назвал их «одной из самых уважаемых архитектурных фирм в мире».

В Москве представили концепцию застройки территории Бадаевского пивоваренного завода на набережной Тараса Шевченко. Для разработки проекта пригласили швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron, лауреата Притцкеровской премии.

Речь идет о площадке на территории Бадаевского пивоваренного завода площадью 6 га. Предприятие было основано в 1875 году и выведено из эксплуатации в 2006 году. Комплекс зданий завода признан памятником промышленной архитектуры XIX века и находится под охраной государства. Авторы проекта предусматривают реконструкцию исторических промышленных строений, наполнение территории новыми функциями, создание благоустройства, в том числе в границах набережной для жителей города. Ансамбль дополнит новое строение с современным беспрецедентным архитектурным решением в столице: здание на колоннах возвысится над землей на 35 метров.

В здании разместятся офисы, квартиры и апартаменты, на кровле здания предусмотрены виллы с террасами, а под землей организуют парковки и технические помещения. В старых цехах Бадаевского завода откроются магазины, бары, рестораны, спортивные и детские центры, коворкинг и конференц-центр. Корпуса, которым не присвоен статус памятника архитектуры, будут демонтированы, а на их месте появится парк с сетью пешеходных дорожек, соединяющих территорию завода с Москвой-рекой. Общая площадь многофункционального комплекса составит 100 тыс. кв. м. Построить его рассчитывают за пять лет.

Во время презентации Пьер де Мерон, сооснователь швейцарского архитектурного Herzog & de Meuron, отметил, что основным преимуществом комплекса Бадаевского пивоваренного завода станет создание новых общественных пространств, открытых для всех: прогулочная территория вдоль набережной Москвы-реки и парк с полянами и лесными рощами. «Новое здание приподнимается над землей на стройных опорах, связывающих его с окружающим парком, открывая впечатляющие панорамные виды на Москву-реку, парк, отреставрированные здания, гостиницу «Украина», Кутузовский проспект, Дом Правительства и ММДЦ «Москва-Сити». При разработке проекта необходимо было достичь, казалось бы, взаимоисключающие цели – восстановить исторические здания, с одной стороны, и привнести качественно новые архитектурные решения для жизни и работы, с другой», — рассказал архитектор. 

В первую очередь, внимание к себе притягивают колонны, на которых размесятся корпуса. «Очевидно, мы попытались «поднять в воздух» ранее опробованные на земле концепции — хотя мы и колебались предлагать эту типологию, напоминающую «горизонтальный небоскреб», который стал одной из самых героических икон русского авангарда

Наше здание не «летит», а просто приподнимается над землей на стройных опорах. Идея повисшего в воздухе здания не является сумасшедшей. Конструкция, аналогов которой в России пока нет, учитывает все действующие строительные нормы, в том числе требования по безопасности», — пояснил Пьер де Мерон.

Архбюро Herzog & de Meuron известно такими мировыми проектами, как галерея «Тейт модерн» в Лондоне, Эльбская филармония в Гамбурге, Олимпийский стадион в Пекине и другими. Все они обладают уникальными техническими характеристиками и наглядно демонстрируют, что архитекторы не боятся сложных задач и добиваются реализации своих идей.

Кроме того, генеральным проектировщиком выступает московское бюро АПЕКС, которое в тесном сотрудничестве со швейцарскими коллегами разрабатывает все стадии проекта, не только для соответствия локальным нормам и требованиям, но и для более глубокой проработки технических решений (конструктивных, инженерных, пожарной безопасности и охраны объектов культурного наследия), что позволит в дальнейшем воплотить проект в максимальном соответствии первоначальной идее.

Конечно, проект Бадаевского завода пока что является концепцией в чистом виде, но он отвечает основным пожеланиям инвестора – Capital Group, который поставил амбициозную цель – создать новый символ города, который станет визитной карточкой Москвы. Три задачи, которые мы решали: первая — сохранить объекты культурного наследия, обновить при необходимости их облик, вторая – новое строительство, инфраструктура на территории, и, наконец, третья – создать новый парк с благоустроенной набережной в центре Москвы. Представленная архитектурная концепция отвечает этому и предполагает редевелопмент исторических строений вместе с созданием коммерческого и жилого кластеров с подземным двухэтажным паркингом», – поделился деталями архитектурного решения председатель совета директоров Capital Group Павел Тё.    

Испанские гранды

Мадридский Caixa Forum — новый культурный центр в исторической части испанской столицы. Расположенный неподалеку от всемирно известного музея Прадо и выставочных центров королевы Софии и других музейных объектов, комплекс образует логичный и удобный пассаж-променад для жителей Мадрида и туристов. Как и в случае с лондонской галереей Тейт, Херцогу и де Мёрону довелось вовлечь бывший индустриальный объект в общее культурное пространство. При этом швейцарский дуэт следовал четырем главным принципам строительной реставрации: каждый кирпич освобождался от ненужных наслоений, убирались все захламляющие пространство руины, открывался проход к Прадо и другим музеям, раскрывался объем над всей территорией Форума. В итоге была сохранена историческая фактура не только кирпичных стен и кровель, но даже увивающего их плюща. Caixa Forum открылся в феврале 2008 года и стал логичным и благородным объектом под патронажем мадридского двора. Еще одним музейным зданием швейцарские архитектурные гранды облагородили один из Канарских островов — Tenerife. Музейный комплекс Tenerife Espaсio de las Artes (TEA) включает ряд зданий, в числе которых значится работа НdeM. Эта конструкция здания позволяет беспрепятственно обозревать ландшафты города Санта-Крус, одновременно делая музейные интерь-еры видными снаружи.

Покоряя Китай…

Китай в современном мире — самая амбициозная и динамично развивающаяся страна. Когда стало известно, что столицей летних Олимпийских игр 2008 года станет Пекин, китайское правительство сразу заявило очень высокий уровень организации и проведения этого мероприятия.

«Китайская олимпиада» должна была запомниться чем-то выдающимся, показать страну с самой лучшей стороны – причем не только в спорте, но и в области инноваций и высоких технологий. Именно этим «чем-то выдающимся» стал стадион «Птичье гнездо» — сегодня наряду с Великой китайской стеной это наиболее популярный туристический объект Пекина.

Конкурс проектов стадиона состоялся в 2003 году, в декабре этого же года началось строительство по проекту, выполненному швейцарской архитектурной бюро «Herzog & de Meuron» совместно с Китайской исследовательской группой архитектуры и дизайна (China Architectural Design and research Group), дизайнером и художником Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), а также Arup Sport and Ove Arup и Partners Hong Kong. В 2008 году стадион был открыт.

Стоимость строительства оценено в 3,5 миллиарда юаней, что составляет приблизительно 325 миллионов евро или более 400 млн долларов.

Интересно, что почти сразу после начала строительства (в марте 2004 года) архитекторы изменили проект. Было решено отказаться от раздвижной кровли, полностью закрывающей поверхность поля — это дало экономию больше 10 000 тонн стали и около 150 млн долларов. Кстати, специально для строительства стадиона была разработана новая марка стали, в которой отсутствуют посторонние примеси.

Соответственно, сварка стальных элементов тоже велась по эксклюзивной технологии. Для строительства «Птичьего гнезда» потребовалось 36 километров стальных арматур общим весом 45 000 тонн – и при этом в конструкции нет ни одного вертикального столба.

Пекинский национальный стадион – это плод самых современных строительных и компьютерных технологий. Стадион имеет необычный внешний вид, но и конструктивно «Птичье гнездо» — крайне нестандартное сооружение.

Трибуны находятся на бетонной «чаше», вокруг которой расположены 24 ферменные колонны, а поверх них уже проходят переплетения кривых металлических балок. Сама чаша разделена на 8 структурных зон, каждая из которых стабилизирует остальные.

По сути, у «Птичьего гнезда» нет стен – переплетение стальных балок является одновременно и перекрытиями, и фасадами, и несущей конструкцией. Архитекторам удалось обойтись без общей непроницаемой преграды вокруг здания и без искусственной вентиляции. Кстати, сама арена не овальной формы, а почти круглая – благодаря этому со всех трибун спортивные зрелища видно одинаково хорошо.

Верхняя часть стадиона образует навес над трибунами. Она покрыта инновационным материалом ETFE, из которого изготовлена прозрачная пленка-мембрана, она не промокает, но хорошо пропускает свет.

Нижняя часть навеса сформирована из PTFE – это уже полупрозрачная структура, являющаяся частью акустического потолка и примыкающая к боковым стенкам внутреннего кольца. Полости между прутьями также заполняются тефлоновыми «подушками». Таким образом, получилась абсолютно непромокаемая и непродуваемая конструкция.

Интересно, что «Птичье гнездо», ставшee достопримечательностью Пекина еще до Олимпиады 2008 года, оказалось связано с политическим скандалом

Китайский художник Ай Вэйвэй фактически отказался от своего авторства по политическим убеждениям, он выступал против пекинской Олимпиады.

Но на его сотрудничество со швейцарскими коллегами это никак не повлияло: в 2009 году был запущен проект «ОРДОС 100», призванный привлечь внимание мировой общественности к Ордосу – новому культурному центру Китая. Этот второй по величине город провинции Внутренняя Монголия расположен на плато в центре пустыни.

В рамках проекта 100 лучших архитекторов из 27 стран мира должны построить 100 вилл оригинального дизайна площадью 1000 кв

м. каждая. На проектирование им отводится 100 дней. Команда «Herzog & de Meuron» отвечает за отбор архитекторов, Ай Вэйвэй выступил куратором «ОРДОСА 100» с китайской стороны.

Проект сохранения исторических зданий московского Бадаевского завода получил сразу три награды Международной архитектурной премии WAF (World Architecture Festival 2019), сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

Так, в категории Residential (Жилье) проект стал абсолютным победителем среди 17 финалистов из 10 стран мира. Это так называемый архитектурный «Оскар». За 11 лет существования WAF московский проект впервые стал лауреатом премии.

«Я очень рад, что Москва привлекает к работе таких «звезд» как Herzog & de Meuron. Наконец-то столица стала не только выходить в финал основного конкурса WAF, но и побеждать в нем», – подчеркнул Сергей Кузнецов.

Проект швейцарского архитектурного бюро Herzog & de Meuron и проектного бюро APEX также получил специальную премию WAFX в категории Re-Use (новое использование), благодаря детальной проработке вопроса реставрации и приспособления объектов культурного наследия.

В категории Masterplanning «Мастер-план» концепция развития территории Бадаевского завода получила особую оценку жюри.

«Поражая на первый взгляд, этот проект в итоге оказывается умным и продуманным примером «критической консервации» – смелого противопоставления старого и нового, которое переосмысливает использование колонн в городском пространстве», – приводит мнение жюри РИА «Недвижимость».

Бадаевский завод – одно из старейших пивоваренных предприятий России. Комплекс зданий завода частично является памятником промышленной архитектуры XIX века.

Проект, разработанный швейцарским бюро Herzog & de Meuron, предусматривает новое строительство площадью почти 155 тыс. кв. м между набережной и корпусами бывшего завода на колоннах высотой 35 метров, что должно позволить открыть исторический архитектурный ансамбль предприятия со всех точек обзора.

Сергей Кузнецов напомнил, что в этом году рекордное количество заявок от московских проектов оказались в шортлисте World Architecture Festival.

ч

«Проектам не из западного мира, по моим наблюдениям, тяжелее бороться. Поэтому для нас это очень важная победа. Более того, реализация настолько качественных концепций поднимает уровень девелопмента и на соседних участках, окружающих проект-победитель», – отметил Кузнецов.

Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron Ольга Большанина подчеркнула, что за первые два дня Всемирного архитектурного фестиваля увидела «невероятное количество интересных и очень подготовленных проектов со всего мира».

«Приятно, что жюри оценило не только амбициозность нашего проекта, но и внимательное отношение к историческому наследию на территории Бадаевского завода. Сохранение памятников культуры, новое строительство в условиях имеющейся застройки и создание новых общественных пространств – эти вопросы актуальны для всех современных мегаполисов», – сказала Большанина.

В свою очередь исполнительный директор инвестора редевелопмента Бадаевского завода компании Capital Group Михаил Хвесько пояснил, что задачей девелопера было найти такую модель реализации проекта, которая решала бы коммерческие задачи компании и при этом отвечала запросам развития территорий – создания досконально продуманных общественных пространств.

«В итоге наши архитекторы предложили концепцию, позволяющую нам предложить району Дорогомилово социальную инфраструктуру, реставрировать памятники, создать новый парк, благоустроить набережную», – отметил он.

Премия World Architecture Festival (WAF) – одна из крупнейших профессиональных наград в мире, которую часто называют архитектурным «Оскаром». Фестиваль проводится ежегодно с 2008 года. В этом году в жюри WAF вошли 148 судей из 68 стран – известнейшие архитекторы и специалисты отрасли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Свобода фантазии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: