Нанесение патины на мебель и дерево своими руками: подробная технология

Разновидности составов и консистенции

Ранее для искусственного состаривания, придающего мебели благородный антикварный вид, применяли механическое воздействие. Предметы интерьера выдерживали в помещениях с повышенной влажностью, терли и царапали. Новаторские методы позволяют достичь необходимого эффекта в кратчайшие сроки и различными способами.

Патина для дерева в зависимости от консистенции может быть следующих типов:

Густая. Пастообразные составы, базовый и финишный, окисляющие обрабатываемую поверхность с эффектом позолоты или ржавчины.
Жидкая. Лаки, которые часто используют в качестве финишного покрытия для получения желтого оттенка.
Красители. Патинирование акриловыми красками используют для рельефной и резной мебели из натурального дерева, МДФ и ДСП. Морилка подходит только для натуральной древесины.

Морилка

Самый простой и доступный способ, как сделать патину на дереве, – обработка морилкой. Она глубоко проникает в древесину и защищает ее от влаги, УФ-лучей, плесени, вредителей. Разновидности:

  1. Водяная морилка не нуждается в растворителе. Такое покрытие имеет дополнительный эффект, ведь волокна древесины после обработки поднимаются, структура материала становится более видной. Состав позволяет придать изделию оттенок ценных пород дерева.
  2. Спиртовая морилка представляет собой раствор анилинового красителя в этаноле. Помимо декоративной, покрытие выполняет антисептическую функцию. Состав слишком быстро высыхает, поэтому его используют для небольших поверхностей или наносят с помощью пульверизатора.
  3. Масляная морилка представляет собой красящие пигменты, растворенные в льняном масле. Вещество равномерно покрывает древесину, не поднимает волокон, но подчеркивает рисунок натурального дерева. Разводится уайт-спиритом.

Морилки могут иметь разные цвета. С их помощью удастся сымитировать серый или зеленоватый налет, появляющийся на поверхности старого дерева. Их не применяют для обработки МДФ и ДСП, не сочетают с серебрением и позолотой, кракелюром.

Воск

В качестве финишного покрытия популярностью пользуются восковая патина на водной основе в виде пасты и финишный винтажный воск. Краски на основе воска медленно высыхают, удобно растираются. Их используют для обработки рельефных и текстурированных плит, трещинок-кракле для получения эффекта позолоты, серебрения, бронзового покрытия.

Восковые пасты изготавливают путем смешивания натурального воска с металлическим пигментом. Они облают хорошей адгезией к дереву и пластику, которым ламинируют МДФ.

Бесцветный восковой состав оставляет на поверхности перламутровый отлив. С помощью воска ретушируют, реставрируют и декорируют старую мебель. Состав наносят хлопковой ветошью или кистью, втирают, а затем полируют тряпкой, убирая излишки. Высыхает восковое покрытие 24 часа.

Акрил

Акриловые краски для патинирования подходят для обработки натурального дерева, ламинированых листов МДФ или ДСП. Они представлены множеством оттенков с индивидуальными эффектами. Акриловые краски имитируют серую, бежевую, зеленую и голубую патину, ржавчину, потемнение, выгорание. Можно сделать патинирование акрилом всей плиты или только рельефных элементов декора, вензелей, рамок. С этой целью используют краску с эффектом позолоты или чернения.

Возможна обработка поверхности следующим способом. На всю площадь изделия или только на выступающие части наносят базовую краску выбранного цвета. Излишки убирают ветошью. При необходимости наносят еще один слой, местами растушевывают и дают полностью просохнуть. Наждачной бумагой создают потертости и фиксируют лаком.

Битум

Битум используют для старения, росписи, придания эффектов патине. Он состоит из бетонного полимера, скипидара или уайт-спирита. Битум может быть и на водной основе. Вещество имеет особую консистенцию, что сильно упрощает его нанесение. При желании можно получить не только тонкий налет позолоты, но и активное золочение. Можно затемнить черным или коричневым битумом углубления резьбы и вензелей. Вещество применимо в технике кракелюра.

Его наносят тампоном или кистью, сушат при комнатной температуре в течение 6 часов или с помощью фена. Затем покрывают шеллаком.

Патинировать на дереве допускается и с помощью битумного воска. Его используют в процессе золочения для приглушения блеска и придания позолоте ноток старины. Битум на основе воска наносят ватным тампоном. Высыхает в течение суток.

Что такое патинирование ковки

Патинирование представляет из себя процесс искусственного состаривания кованого элемента, достичь такого эффекта можно несколькими способами.

На заре становления художественной ковки, как искусства, патинирование осуществлялось в основном воздействием на металл различными химическими и механическими методами. Эти способы помимо неоспоримых достоинств (приобретение металлом в результате обработки стилизованного под старину дизайна) имели и ряд существенных недостатков:

  • реагенты, использовавшиеся мастерами при применении химических способов патинирования, рано или поздно разъедали металл, что приводило к резкому ухудшению его свойств;
  • в результате механических воздействий металл терял форму, вследствие чего ухудшался как внешний вид изделия, так и его положительные свойства.

Современные специалисты по художественной ковке в большинстве своём предпочитают другие способы. О технологии самого популярного из них – нанесения на металл специальной краски – мы и поговорим в данной статье.

Патина — это зеленовато-коричневый налёт, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

alt=»Патина-на-старинных-монетах.jpg» src=»https://tairtd.ru/upload/medialibrary/ddf/patina_na_starinnykh_monetakh.jpg» class=»aligncenter» width=»600″ height=»300″ Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени, окисления и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей.

Приобретенная патина

В Статуя Свободы получает свой знаменитый зеленый цвет от на его медной поверхности.

Зеленая патина, которая естественным образом образуется на медь и бронза, иногда называемая Verdigris, обычно состоит из различных смесей меди хлориды, сульфиды, сульфаты и карбонаты, в зависимости от условий окружающей среды, например, содержащих серу кислотный дождь. В чистом воздухе в сельской местности патина создается медленной химической реакцией меди с углекислым газом и водой, в результате чего возникает основной карбонат меди. В промышленных и городских воздушных средах, содержащих сернистые кислотный дождь на угольных электростанциях или в промышленных процессах окончательная патина в основном состоит из сульфидов или сульфатных соединений.

Слой патины образуется в течение многих лет при естественном выветривании. В зданиях во влажной прибрежной / морской среде слой патины образуется быстрее, чем в сухих внутренних районах.

на Посольства Северных стран (Берлин)

Облицовка фасада (медная оболочка; ) со сплавами меди, например латунь или бронза будут выдерживать не так, как «чистая» медь. Даже стойкий золотой цвет возможен при облицовке из медного сплава, например Colston Hall в Бристоле или Новотель в Паддингтон Централ, Лондон.

Часто антикварное и хорошо использованное огнестрельное оружие покрывается патиной после воронение, паркинг изношена другая отделка. Огнестрельное оружие в этом состоянии обычно считается более ценным, чем то, которое было повторно воронено или припарковано. Патина защищает оружие от более разрушительной ржавчины, которая могла бы возникнуть, если бы патину нужно было отполировать.

Состаренная мебель: приемы изготовления

На практике о нанесении патины чаще всего задумываются, когда мебель состарилась настолько, что утратила былую привлекательность. Если внешний вид шкафа перестал вам нравиться, но сама вещь сохранила функционал, осталась крепкой, ее легко освежить.

Надо понимать, что такое изменение формирует интерьер в строго определенной стилистике (например, прованс или ретро-стиль). Если вы не поклонник эклектики, то в обстановку придется внести некоторые, пусть небольшие, изменения (например, поменять шторы).

Чтобы получить эффект искусственного состаривания, используют три приема:

  • Химический (к нему относится патинирование). Метод позволяет получить наилучший по степени имитации результат, причем он наиболее доступен для реализации в домашних условиях. Методика основана на обработке деревянной поверхности химическими препаратами (сюда входит и окрашивание). 
  • Механический (браширование). Используется в комбинации с первым методом. Поверхность зачищают металлической щеткой, наждачной бумагой или болгаркой. Технология позволяет проявить текстуру дерева, создать рельеф, имитирующий потертости. 
  • Термический. При термическом состаривании применяют обжиг открытым огнем (например, паяльной лампой). Под действием огня деревянная структура выгорает прерывисто, образуя нужный эффект. Затем поверхность обрабатывают наждачкой, покрывают прозрачным или матовым лаком.

Патинирование металла окислителями

Получение патины на металле путем его погружения в различные химические составы – трудоемкий способ, результатом которого станет образование цветной пленки (налета) на поверхности металла. Этот вид гораздо более прочен, поскольку пленка не стирается быстро при механическом воздействии, как краска. Если вам хочется почувствовать себя творцом и попробовать добиться состаривания металла при помощи патинирующих растворов, вам понадобятся специальные химикаты.

Обрабатываемую поверхность следует подготовить, как и при работе с краской, но не грунтовать и не красить, а обезжирить и отбелить в кислотном растворе. Все манипуляции вы можете провести дома, своими руками создать шедевр или дать новую жизнь старым предметам.

Как сделать классическое патинирование дома и получить желаемые цвета? При патинировании латуни наиболее часто стремятся добиться черного или глубокого коричневого цвета, оливкового оттенка, темно-оранжевого или мышино-серого цветов. Коричневый цвет достигается путем погружения металла в раствор тио-сульфита натрия, в народе известного как фотофиксаж.

В готовый раствор предварительно добавляют кислоту (серную, соляную, азотную) и опускают туда металл. Не передержите изделие! Патина проявится очень быстро. Работайте аккуратно! Используйте резиновые перчатки и делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут.

Как получить другие оттенки:

  • Для получения оливкового оттенка латунное изделия погружают в раствор, состоящий из нашатыря, воды и хлорированной окиси меди (в пропорции 4/5/2). Будьте очень аккуратны – состав токсичен.
  • Густой оранжевый оттенок на латуни даст смесь сульфита калия, а седой серый – печени серной (спекшаяся смесь серы 5 г в порошке и поташа).
  • На меди, как и на латуни, патина получается очень эффектной. На ней можно получить черный оттенок (при погружении в раствор печени серной) и старинной черноты (если смешать 2-3 г печени серной, добавить столько же обычной соли).
  • Медный купорос вместе с хлористым цинком даст кроваво-красный оттенок патины.
  • Роскошный синий цвет стали придаст смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г плюс 50 г на 1 л воды). Патина на стали проявляется как при погружении в холодный раствор, так и при его кипячении (оттенок будет насыщеннее).
  • Добиться оттенка воронова крыла («воронение») можно погружением изделия в раствор хромпика из расчета 100 г на литр воды. Сталь приобретет удивительное металлическое свечение с глубоким, черно-синим оттенком. Примерно через 20 минут сталь покроется пленкой удивительного, иссиня-черного оттенка.
  • Бронзовые изделия при патинировании приобретают разнообразные оттенки зеленого и синего. Для получения светло-зеленого оттенка понадобится 3 части хлористого алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соли меди. Время выдержки желаемого оттенка на бронзе определяют визуально. Чем дольше выдержка, тем глубже, темнее будет получаемый оттенок.

После завершения работы с кислотами, неиспользованные жидкости непременно необходимо утилизировать. Не храните смеси! Полученные изделия необходимо тщательно просушить, покрыть сверху матовым или блестящим лаком.

Патинированиие, придание предметам оттенка старины – увлекательнейший процесс, который не только увлечет всех членов семьи, но и позволит вам реализовать дизайнерские идеи

Неважно, какой именно вид состаривания вы выберете – при помощи краски или сложный процесс работы с химикатами, результатом кропотливого труда будет новая жизнь ваших любимых предметов

Что такое патина для дерева

Первоначально под патиной понимался окислившийся медный слой, который часто можно было обнаружить на мебели, зеркальных багетах, колоннах и прочих архитектурных элементах имений зажиточных граждан.

Но получить такую красоту было очень сложно — приходилось ждать не один десяток лет, чтобы вещь приобрела необходимый эффект. Когда же этот момент наступал, с предметом происходили приятные изменения — на нём появлялась плёнка голубоватого или зеленоватого оттенка.

ч

Шло время, и вскоре патиной стали называть любой налёт, возникавший на металлических и деревянных поверхностях. Придать любой современной вещи эффект старины можно с помощью следующих материалов:

  1. Специальной краски, содержащей частицы благородных металлов — золота, бронзы или серебра. Получаемое с помощью этих материалов покрытие является более износостойким, чем естественная патина. Оно имеет плотную текстуру с минимальной пористостью, благодаря чему обеспечивает древесине защиту от разрушения.
  2. Для создания благородной поверхности с эффектом старины можно использовать любую краску на традиционной основе. Причём оттенок покрытия может быть любым благодаря большому выбору вариантов цветовых решений. Патина может иметь любой цвет — естественный золотой или нехарактерный для патины яркий голубой, красный и др.

Приобрести столь благородный эффект могут лишь изделия из определённых пород древесины. Выбранное для их изготовления дерево должно иметь плотную структуру и быть устойчивым к влажности. Яркие примеры такого материала — дуб и ясень.

Ещё нужно учесть, что в естественных условиях благородный эффект появляется только на цельном массиве, при этом дождаться его появления на современных фасадах из МДФ невозможно.

Получить эффект старины можно на любых поверхностях:

  • из массива;
  • на ламелях;
  • по МДФ.

Виды составов для получения патины своими руками

Опытные мастера используют для патинирования следующие материалы, которые могут отличаться своим составом:

  • морилка;
  • битум;
  • акрил;
  • воск;
  • шеллак;
  • масло.

С помощью этих веществ можно создать благородные поверхности различного оттенка со специальными эффектами:

  • Фрагментное облагораживание.
  • Полное покрытие.
  • Эффект кракелюра.

В зависимости от консистенции рабочего состава патина может быть нескольких типов:

  1. Густая. Эта патина по своему составу напоминает пасту. Её используют для обработки дерева, которое после нанесения смеси приобретает оттенки от жёлтого до красного, приближенных к цвету натурального золота.
  2. Жидкая. Эти составы, которые могут иметь водную или синтетическую основу, облагораживают рисунок дерева и в то же время придают ему лёгкий эффект сияния.
  3. Фацетный лак. Позволяет получить более глубокий эффект состаривания за счёт искусственного создания трещин на поверхности.

Патина на металле: пошаговая инструкция

Нередко производят патинирование деталей, которые при эксплуатации подвергаются тепловому воздействию – внешних частей мангала, элементов камина, а также мебельной фурнитуры, различных уголков и накладок. Кроме повышения привлекательности, такие действия помогают защитить поверхности от порчи и ржавления. Наибольшей популярностью в патинировании металла пользуются золотой, серебряный и белый цвет.

Для работы потребуются:

  • акриловая краска;
  • набор кусочков потали;
  • синтетическая кисточка;
  • спирт;
  • клей для потали;
  • финишный лак для потали.

Для начала надо обезжирить металлическую деталь спиртом, протерев ее тряпкой

При помощи кисти следует окрасить поверхность акриловой краской, нанеся ее в 2 слоя, а после высыхания смазать основание клеем и хаотично разложить кусочки потали, осторожно прижать их кистью. Затем нужно убрать ее излишки с краев изделия

Важно, чтобы материал не покрывал поверхность полностью, и участки краски просвечивали в разных местах. В окончание работы деталь надо покрыть финишным лаком

Патина для дерева и металла послужит превосходным дизайнерским приемом, придаст простым изделиям благородство и особый шарм. Выполнять патинирование несложно и весьма увлекательно – стоит попробовать каждому!

Искусственное старение

Поскольку данный процесс не всегда приводит к полной утрате эксплуатационной ценности материала, а также способствует наращиванию некоторых качеств, нередко используется искусственное старение. Например, эта методика применяется к сплавам алюминия и титана в целях повышения их прочности. Достигается же этот эффект посредством термической обработки. Если естественное старение металла может происходить очень медленно даже при нормальной комнатной температуре, то искусственный процесс требует специальной закалки

Но важно учитывать принципиальное различие этого метода и технологии отпуска металла. Старение в искусственно созданных условиях обуславливает повышение твердости и прочности, но также способствует и уменьшению пластичности

Нанесенная патина

Художники и мастера по металлу часто преднамеренно добавляют патину как часть оригинального дизайна и украшения предметов искусства и мебели или для имитации старины в новых предметах. Этот процесс часто называют мучительным .

Широкий спектр химикатов, как бытовых, так и коммерческих, может давать различные виды патины. Они часто используются художниками в качестве украшения поверхности либо для цвета, либо для текстуры, либо для того и другого. Состав патины зависит от прореагировавших элементов, и они определяют цвет патины. Для медных сплавов, таких как бронза, воздействие хлоридов приводит к их зеленоватому цвету, в то время как соединения серы (такие как « печень серы ») имеют тенденцию к коричневому цвету. Базовая палитра для патины на медных сплавах включает такие химические вещества, как сульфид аммония (сине-черный), печень серы (коричнево-черный), нитрат меди (сине-зеленый) и нитрат железа.(желто-коричневый). Для произведений искусства патинирование часто преднамеренно ускоряется путем применения химических веществ при нагревании. Цвета варьируются от матового желтого песчаника до темно-синего, зеленого, белого, красного и различных оттенков черного. Некоторые цвета патины получаются путем смешивания цветов в результате реакции с металлической поверхностью с пигментами, добавленными к химическим веществам. Иногда поверхность украшают воском, маслом или другими типами лаков или прозрачных покрытий. Проще говоря, французский скульптор Огюст Роден инструктировал помощников в своей мастерской мочиться на бронзу, хранящуюся во дворе. Патину можно получить на меди с помощью уксуса ( уксусной кислоты ). Эта патина растворима в воде и не держится снаружи здания, как «настоящая» патина. Обычно используется в качестве пигмента.

статуя Иосифа I Португальского на Торговой площади в Лиссабоне с поверхностным слоем зеленой патины, вызванным усиленным окислением (2011 г.)

Та же статуя в 2015 году, после удаления патины (2012–2013 годы), демонстрирующая оригинальную отделку 1775 года. Темный цвет статуи заставил английских моряков назвать площадь, на которой она расположена, «Площадью Черной Лошади».

ч

Патина также встречается на контактных кольцах и коллекторах . Этот тип патины образуется в результате коррозии, элементов, которые может удерживать воздух, остатков износа угольной щетки и влаги; таким образом, патина нуждается в особых условиях, чтобы работать должным образом.

Патины также можно найти в воках или других металлических формах для выпечки, которые образуются при правильном приправлении. Патина на сковороде с выпуклым днищем — это темное покрытие из масел, которые были нанесены на нее, чтобы предотвратить прилипание пищи. Приготовление пищи на пару или использование мыла на воке или другой посуде может повредить патину и, возможно, привести к ржавчине.

Коллекционеры ножей, у которых есть лезвия из углеродистой стали, иногда наносят на лезвие патину, чтобы защитить его и придать ему более индивидуальный вид. Это можно сделать с помощью различных химикатов и веществ, таких как соляная кислота, яблочный уксус или горчица. Это также можно сделать, воткнув лезвие в любой кислый овощ или фрукт, например, в апельсин или яблоко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Свобода фантазии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: