БАУХАУС (нем. Bauhaus – «дом строительства»)
Высшая школа строительства и художественного конструирования – художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919–1933), давшее искусству 20 века много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. Девиз «Баухауса»: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо «Баухаус» – художник, ремесленник и технолог в одном лице – оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.
Возникновению «Баухаус» предшествовала «машинная» эстетика Петера Беренса, применившего в строительстве промышленных зданий железобетонные и металлические конструкции, которые подчеркивали суровую мощь массивных стен. В начале 20 века многие идеи современной архитектуры нашли свое воплощение в Германии
«Баухаус» был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) (1883-1969), объединившим Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению, художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. Гропиус осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи.
В противоположность другим, подобного рода, учебным заведениям «Баухаус» отличало разнообразие преподаваемых дисциплин. А его студенты располагали широким выбором технологий и материалов. «Баухаус» был одновременно и учебным заведением, готовившим архитекторов и дизайнеров, и проектно-конструкторским бюро, создававшим промышленные образцы изделий. Пропагандируемый им и внедряемый в массовое производство простой без украшательства дизайн нового стиля сделал его доступным обыкновенным людям.
По инициативе правительства преподаватели «Баухаус» организовали выставку, чтобы продемонстрировать результаты работы школы за первые 4 года. В 1925 «Баухаус» переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров архитектуры функционализма.
Фактически это был комплекс зданий, включающий несколько корпусов разной высоты, объединенных крытыми галереями и наземными переходами. В корпусах размещались: аудитории, учебно-производственные мастерские, ремесленное училище, студенческое общежитие и квартиры преподавателей. Форма каждого корпуса соответствовала его функциональному назначению. Это был новый прием в архитектуре. До этого архитектор создавал композицию, не руководствуясь функцией, а подчиняя ее давно сложившейся схеме. В данном случае художественно-композиционная задача играла столь же значимую роль, что и функциональное решение, но композиция формировалась по новым принципам, как свободное сочетание объемов. «Баухаус» не имел «главного фасада». Не смотря на упрощенность форм и лаконичность облика, комплекс создавался архитектором как целостный динамичный организм и таковым воспринимался как внутри, так и снаружи зданий.
После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике, сложился собственный стиль «Баухаус».
В 1928 Ханс Майер сменил Гропиуса на посту директора. С 1930 по 1933 Баухаус возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 под давлением властей Баухаус пришлось перевести в Берлин, а менее чем через год он был закрыт нацистами. Многие преподаватели и студенты Баухауса эмигрировали в США и привезли туда свои идеи. Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу «Новый Баухаус»; архитекторы Гропиус, Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.
Особенности стиля баухауз
Стиль баухауз в интерьере жилья стоит на трёх китах:
- эстетика;
- практичность;
- простота исполнения.
Именно здесь четко наблюдается слияние творца и ремесленника выраженное в потоковом изготовлении функциональных произведений искусства. Простота изготовления и массовость производства сделали интерьер в стиле баухауз доступным широкой прослойке населения среднего класса.
Пик популярности баухауза пришелся на пятидесятые-шестидесятые годы двадцатого столетия. Но именно тогда, благодаря своей универсальности, он начал понемногу смешиваться с модерном, футуризмом и хай-теком до тех пор пока окончательно не растворился в них. В наши дни интерьер в стиле баухауз вновь набирает популярность. В первую очередь он интересен практичным людям, желающим выжать из жилого пространства максимум функциональности не нанеся при этом ущерб эстетической составляющей.
Баухауз в архитектуре и дизайне
В 1925 г. Гропиус начал строительство трех различных комплексов в Дессау: здания школы, жилых домов для мастеров, а также поселка Дессау-Тёртен.
Пространство комплекса включало в себя область коллективных мастерских, крыло мастерских художников, мост-перемычку, где находились администрация и архитектурное бюро; ещё одно крыло было предназначено для технических служб, и там же находилась сама школа Баухауз. Каждая из этих частей была сконструирована по-своему, в зависимости от выполняемой функции. Горизонтальные и вертикальные элементы находились в равновесии, и в то же время они были ассиметричны, что создавало ощущение динамики. Во время работы над этим проектом Гропиус стремился объединить человеческий фактор и техническую сторону жизни. Кроме того, он старался добиться гармонии между внутренней и внешней средой.
В создаваемом в Дессау проекте Гропиус по-новому трактовал пространство: если раньше он ориентировался на отдельно взятого индивидуума, то в данном случае он уже выступал за «измененное восприятие» жизни общества в целом, старался отразить её движение. Здание школы Баухауза рассматривается как наиболее типичное и вместе с тем образцовое творение Гропиуса. В свою очередь дома мастеров и комплекс Дессау-Тёртен подверглись критике. Изъяны в конструкции построек были замечены не только сторонними наблюдателями, но и самими жильцами: из-за неудачного расположения комнат и нерационального распределения площади дома сложно было назвать функциональными.
В 1926 г. была завершена постройка личного дома Гропиуса и трёх прочих, практически одинаковых, домов для семей его коллег. Для всех этих зданий-близнецов был использован один типичный план, они стали воплощением идеи рационального жилья. На первых этажах находились общественные помещения: гостиная, столовая, прилегающая к кухне, кабинету и кладовке. На втором этаже находились спальни и мастерские. В каждом доме был балкон и веранда.
В индивидуальном доме Гропиуса на первом этаже располагались наиболее важные комнаты: гостиная с раздвижными дверями, которая также служила рабочим кабинетом, переходила в столовую, что позволяло увеличивать площадь используемого пространства. В обеих комнатах имелись выходы на веранду. Планировка этого дома – в частности, излишне большое пространство второго этажа – подвергалась критике. Позже, в 1930 году, Мис ван дер Роэ перепланировал пространство гостиной и столовой.
Были и положительные стороны работы в Дессау: именно здесь Гропиус разработал три типа архитектурного языка, которые легли в основу зданий в стиле Баухауз: аскетичный и торжественный (здание Баухауза), структурированный и основательный (дома мастеров) и нарочито примитивный (поселок Дессау-Тёртен). Можно сказать, что внешний вид каждого из этих зданий отвечал функциональному и социальному предназначению. Здание Баухауза внушало уважение к публичным постройкам, дома мастеров напоминали о ценностях буржуазии и о новых веяниях моды, а обычные люди должны были жить и творить в атмосфере усредненности и равенства.
Публичный показ образцового дома «Haus am Ноrn» в 1923 году стал воплощением одного из главных принципов течения, который гласил, что искусство должно изменить жизнь. Вещи, создававшиеся в мастерских школы, отражали единство искусства и техники. Все параметры просчитывались, элементы интерьера подбирались индивидуально, появилась трансформирующаяся и встроенная мебель. Проектировщики и дизайнеры отказались от лишнего декора в пользу лаконичности и практичности, и вместе с этим дома были оснащены современной прогрессивной техникой. Таковы были основные черты экономичного «нового жилища». Все стало сводиться к уменьшению площади жилья и расширению функциональных возможностей ради облегчения ведения домашнего хозяйства, рационализации и стандартизации. Выставка 1927 г. в поселке недалеко от Штутгарта способствовала распространению всех этих инноваций.
Три этапа Баухауза
За 14 лет своего существования школа Баухаус прошла три ключевых этапа в трех городах Германии.
Баухаус в Веймаре
Первый этап начался в Веймаре в 1919 году, когда были объединены Веймарская саксонская школа искусств Великого герцога и Веймарская академия изящных искусств
Несмотря на то, что Гропиус был архитектором по профессии, в этот период архитектуре как дисциплине уделялось незначительное внимание. Йоханнес Иттен рассказал студентам об основных идеях Баухауза на предварительном курсе
Некоторыми другими известными преподавателями в это время были Василий Кандинский и Ласло Мохоли-Надь.
Баухаус в Дессау
В 1925 году предприятие было перенесено в новое здание, спроектированное Гропиусом на окраине Дессау. Это здание — шедевр всего, что олицетворяет Баухаус: объединение искусства, ремесел и промышленности в одно целое.
Институт Баухауза в Дессау от Гропиуса (фото через The New York Times)
Этот институт и по сей день остается одним из самых известных примеров дизайна Баухауса. Этот период с 1925 по 1931 год считается периодом расцвета движения. В это время к движению присоединились многие ведущие деятели дизайна, в том числе: Марсель Брейер, Гунта Штёльцль, Марианна Брандт и Пауль Клее. За это время в институте произошли изменения в директивном руководстве: Ханнес Мейерс занял его место в 1928 году, а Людвиг Мис ван дер Роэ в 1930 году сменил Мейерса после того, как его уволили по политическим причинам (он был коммунистом). Оба эти директора вели институт по своим уникальным направлениям.
Баухаус в Берлине
К сожалению, в 1930-х годах Баухаус привлек внимание нацистов. Принятие движением Баухауса современных технологий и зарождающегося международного стиля рассматривалось как символ «чужестранства», и они считали свои проекты антигерманскими
Нацисты критиковали современный стиль, поэтому, когда партия получила власть и контроль над городом Дессау, они закрыли институт.
В ответ Мис перевел школу в Берлин на десять месяцев, прежде чем гестапо снова ее закрыло. Мис боролся за то, чтобы Баухаус оставался открытым, даже зашел так далеко, что поговорил с главой гестапо. Несмотря на это, директор и остальные преподаватели добровольно закрыли школу в 1933 году.
Несмотря на то, что физическая школа исчезла, это ни в коем случае не было концом дизайнерского движения Баухауса. Многие студенты и сотрудники Баухауза бежали из Германии во время Второй мировой войны, взяв с собой идеи и принципы Института Баухауса. Некоторые из выпускников открыли свои собственные художественные и дизайнерские институты, которые следовали структуре Баухауса и делились ее уроками.
(Фото через Susn Matthiessen, без всплеска)
История развития стиля
У баухауза имеются общие четы с минимализмом и поздним модерном. Но, в отличие от раскрученного минимализма, баухауз ориентирован на полную функциональность. А, по сравнению с модерном, немецкий стиль более рационален; в нем меньше эстетизма. Мир вещей упрощен
Философия стиля требует от каждой детали интерьера и от каждого предмета мебели удобства и практичности, пользы в повседневной жизни и, что немаловажно, доступности.
Бурное развитие промышленности и немецкая педантичность не могли не привести к успеху. Архитекторам удалось изменить подходы к дизайну и архитектуре, а также сделать промышленные товары удобными, красивыми и дешевыми.
В Белом городе (Тель-Авив)Источник sosyalforum.org
В 30-х годах стиль стал бурно развиваться в Палестине, куда благоразумно эмигрировали архитекторы-евреи. В Тель-Авиве до сих пор существуют городские кварталы, построенные по канонам стиля; они включены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Немецкие архитекторы приезжали и в СССР; по их проектам возводились кварталы в Свердловске, Соликамске, Перми.
Школа Баухауз просуществовала 14 лет, но ее влияние ощущается и поныне. Ее наработки продолжают использоваться в промышленном дизайне и современной архитектуре. Ее влияние ощущается в скандинавском интерьерном стиле, а эстетика баухауз прослеживается в продукции IKEA и Apple. Основатели стиля, получившего название интернационального, ясно показали путь к успеху: чтобы достичь совершенства, надо избавиться от всего лишнего, оставив только сущность вещей.
Современный интерьерИсточник remontbp.com
Баухауз в Дессау 1925-1931
Здание школы со стороны входа Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа
Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год — к 1926 году.
В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.
Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929
В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало — в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.
Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза
Мебель для стиля Баухауз: 6 принципов подбора
Предметы мебели подбирается в интерьер под лозунгом: надежно, функционально, доступно. Пространство запрещено перегружать мебелью; меблировка осуществляется по следующим принципам:
Рациональное использование пространства. Предметы располагаются максимально удобно. В совмещенных помещениях отказываются от декоративных перегородок в пользу функциональных. Например, гостиную и кухню разделяет барная стойка с глянцевыми фасадами и минималистичным декором.
Компактная расстановка мебелиИсточник yandex.uz
Громоздкие предметы мебели. Важные критерии выбора — простая форма, качество, минимум декора. Ценится компактность, помогающая грамотно организовать пространство. Поэтому решением в лучших традициях баухауза будет встраиваемый шкаф, причем не только платяной, но и открытый. Популярный нынче шкаф-купе — детище школы дизайна баухауз.
Шкаф-купе в интерьере спальниИсточник pinterest.ru
Максимум внимания уделяется кухне. Шкафы образовывают гладкие монохромные поверхности, полки всегда закрыты. Материалом столешницы может быть металл, акрил, полированный бетон; дерево менее практично, потому используется реже. Стильные стулья — это металлический каркас и кожаное сиденье.
Зона кухниИсточник vsaunu777.ru
Мебель на металлическом каркасе — это визитная карточка немецкого стиля. Возникнув столетие назад, хромированная мебель сохранила актуальность и по сей день. Металлический каркас делает предмет визуально легче, что особенно ценно в небольшой комнате. Лаконичные стулья и кресла будут украшать гостиную бесконечно долго; доказательством служит эталон стиля — культовое кресло Barcelona без подлокотников.
Кресло БарселонаИсточник mattdefede.com
Пластик и стекло. Из этих материалов делаются столешницы журнальных столиков и обеденных столов. Очень часто столешницы имеют круглую форму, что приятно разнообразит интерьер.
Столики лишними не бываютИсточник curbed.com
Трансформеры. Когда-то произвел фурор практичный гардероб на роликовых колесах, идеальный для съемных квартир. В наше время можно обойтись коллекцией разногабаритных столов, складывающихся один под один, или хотя бы раздвижным журнальным столиком.
Мебель баухаузИсточник journal.homemania.ru
Об архитектуре и философии баухауза в следующем видео:
Приемы дизайна: декор и предметы
Стиль, не так давно отметивший столетний юбилей, в глазах ценителей остается по-прежнему эстетичным. Его украшением считается не декор, а продуманная геометрия пространства и рационально подобранная мебель. Баухауз, дизайн которого замешан на минимализме и функциональности, допускает следующие элементы декора:
- Абстрактная живопись в разных стилях.
- Светильники простой конструкции, но эргономичной формы.
Типичные светильники баухаузИсточник dizaineri.ge
- Качественная бытовая техника.
- Ковер — может служить фоном или, наоборот, быть акцентом дизайна.
- Геометрические принты на подушках, шторах.
- Зеркала, монохромные фотографии в металлической оправе.
Смягченный вариант стиляИсточник st-marand.ru
Заключение
Стиль баухауз — настоящий вызов современному обществу потребления. Своим столетним существованием он доказывает истину, что порядок важнее хаоса, а простая форма красива сама по себе. Впрочем, в мире, где царит глобализм, изменения коснулись и немецкого дизайна. Все чаще люди проникаются идеями эклектики, и тогда на полке или журнальном столике появляется безделушка, привезенная из далекого путешествия.
Эволюция стиля Баухауз
Идеи, характерные для Баухауза, постоянно трансформировались и зависели от деятельности и взглядов ключевых фигур, развивавших это направление. Однако можно проследить общую концепцию, которая касалась функциональности. Она заключалась в проектировании эстетичных, практичных и доступных объектов
Ещё одной важной чертой была доступность, ведь все создаваемые объекты предназначались именно для широких масс. Общая эстетическая концепция заключалась в строгости, простоте и удобстве архитектурных и дизайнерских форм
К числу основных идей можно отнести концепцию сборного (но в то же время лаконичного) здания, практическое применение профессионального опыта, а также творческий подход к задачам
Ещё одной важной особенностью стиля стало комбинирование научного анализа и проектирования. Таким образом, теория была неразрывно связана с практикой, и к этой комбинации добавлялась художественная составляющая
На раннем этапе развития данного направления активно воплощались на практике следующие идеи:
- применение машинных технологий;
- минимальное количество предметов декора;
- функциональность;
- сближение идей промышленности и дизайна;
- универсальный, практический характер.
Все эти основные черты Баухауза Гропиус позаимствовал из стилей Модерн и Функционализм. Они сочетались с идеей удовлетворения индивидуальных потребностей и нашли своё воплощение как в частном дизайне, так и в масштабных архитектурных проектах.
Идея данной ступени развития стиля Баухауз заключается именно в сочетании конструктивности и функциональности, так как возникла необходимость участвовать в процессе индустриализации архитектуры. К числу наиболее важных результатов всех инноваций, происходивших в сфере строительства, можно отнести следующие:
- гибкость и подвижность архитектурных форм;
- новые связи между пространствами (внешним и внутренним);
- легкость и новизна строительных форм.
С приходом Мейера концепция несколько изменилась. Он считал, что архитектура не должна являться способом самовыражения художника, она должна быть продуктом коллективной деятельности
Важно не творчество, а профессионализм. Главная идея, по его мнению, заключалась в интернационализме
Важным было соотношение внутреннего и внешнего – таким образом, проявилась исследовательская направленность идей Баухауза, которые были призваны стать основой для прикладной деятельности.
В тот период, когда управлять школой Баухауз стал Мис ван дер Роэ, главным аспектом деятельности стала архитектура. Она должна была отражать особенности времени, служить практическим целям. Начался отказ от метода функционализма, теперь акцент стал делаться на универсальности приемов классицизма. Для достижения равновесия пропорции должны быть точными, материалы – лаконичными. В это время в Баухаузе появилась новая эстетическая концепция использования больших плоскостей.
Отношение к стилю Баухауз кардинально менялось в зависимости от царившей идеологии и политических настроений. В эпоху Третьего рейха идеологи нацизма называли этот стиль «искусством большевиков». В ФРГ и в США его называли «иконой модернизма» вплоть до шестидесятых годов. С середины 1960-х гг. на территории ГДР школа Баухауз была объявлена культурным наследием страны.
Однако вместе с этим начали появляться работы, отрицающие и критикующие данное направление. В 1950-е гг. в произведениях Эро Сааринена наметился отказ от характерных черт Баухауза, а в 1970-е годы Роберт Вентури, основоположник модернизма в архитектуре, стал указывать на ограниченность этого подхода. У него, как и у любого другого архитектурного направления, во все времена были свои критики и последователи.
В современной Германии действует Фонд Баухауза, что свидетельствует о том, что идеи этой немецкой школы продолжают существовать и развиваться. В настоящее время директором Фонда является доктор Вальтер Пригге, который считает современную архитектуру искусственной и перегруженной лишними элементами.
Цвет, освещение, материалы
Монохромное, не раздражающее глаз, цветовое решение — особенность баухауза. В качестве базовой гаммы используются белый, черный, бежевый, серый цвета. Для выборочного акцентирования выбирают яркие оттенки зеленого, красного, желтого, чистотой цвета напоминающие о модном в 30-годы пластике. Акцентом может стать картина, коллекция подушек на диване, стул, кухонный фартук.
В серых тонахИсточник svitlight.com
Немецкий интерьер можно причислить к светлым. Днем с задачей освещения справляются большие окна. Вечером подключаются светильники, люстры и точечная подсветка. Поскольку помещение делится на зоны, освещение также становится зонированным, особенно в гостиной и кухне. В комнатах, помимо общего, предусматривается локальное и декоративное освещение, выделяющее не только отдельные зоны, но и предметы. Световые приборы выполняются из металла и имеют простую геометрическую форму. Для центральной люстры, торшера и настенных бра допускается стеклянный и пластмассовый декор.
Важность качественного освещенияИсточник portfoliotenzor.tilda.ws
Баухауз в интерьере не отказывается использовать натуральные и технологичные материалы различной фактуры и ценовой категории. Предпочтение отдается дереву, металлу, стеклу, пластику (и другим искусственным материалам). Нередко используется кожа (в отделке мебели), а вот натуральный камень и кирпич здесь встречается редко.
Индустриальный шикИсточник zen.yandex.com
Историческая справка
История стиля баухаус начинается в 1919 г. в Веймаре. Это была школа строительства и конструирования, и первым директором её стал Вальтер Гропиус. Именно ему принадлежат слова, ставшие идеологической основой стиля: «художник – есть высшая степень ремесленника».
Вслед за временем года: сезонность в дизайне интерьера
Рассказываем, как «переодевать» интерьер каждый сезон и почему вам это понравится. Спойлер: никакого ремонта.
Преподаватели, приглашенные Гропиусом, были настоящими «звездами»: искусству витража обучал Пауль Клее, Лионель Фейнингер вел класс обрезной гравюры по дереву, скульптор Герхард Макс – класс керамики, а Лотар Шрейнер преподавал сценографику.
Пониманию цвета и композиции студенты учились у ведущих архитекторов и художников-авангардистов, таких как Василий Кандинский, Иоганнес Иттен, Мохой-Надь.
Вальтер Гропиус, первый директор
Школа стала своеобразным котлом творчества, экспериментальной лабораторией, в которой ремесло превращалось в высокое искусство.
Преподавательский состав
Пережив пик творчества в Дессау, сменив несколько директоров, в 1933-м году под давлением антимодернистского нацистского режима Баухаус закрыл свои двери.
Первый и последний директора, Гропиус и Мис эмигрировали в Америку, где серьезно повлияли на урбанистический облик городов-гигантов Чикаго и Нью-Йорка, кто-то осел в Израиле («Белый город», отстроенный в стиле баухаус – под защитой Юнеско).
После окончания войны носители идей баухауса рассеялись по Европе и Германии, во всех областях промышленности, продолжая создавать минималистичные шедевры.
Баухауз в Веймаре 1919-1925
Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году
25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.
Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».
Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году
«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»
Это интересно: Часовая башня Яффо: рассматриваем вопрос
Что характерно для баухауса?
Как и каждый революционный стиль, баухаус имеет свои уникальные отличительные характеристики, которые внесли новизну в архитектурную среду своего времени и остались оригинальными по сей день. Изучите 5 нижеперечисленных принципов, которые помогут вам создать логотип в баухаусе.
Форма следует за функцией
Первостепенность функциональности в стиле не отрицает эстетику формы, а, наоборот, придает ей больше смысла. Последователи баухауса отказались от бессмысленных элементов дизайна и решили взять максимум из незаменимых, экспериментируя с формой, расположением и контрастом. Таким образом визуальная привлекательность и стратегическая необходимость деталей создают противоречивый вид бренду, с довольно простым обликом, но присущей мощной внутренней идеей.
Источник —WFlemming Illustration
Минимализм
Отказ от лишнего образовал культ минимализма внутри стиля. Основатели, вдохновлены идеей простоты и доступности, даже предпочли писать “баухаус” с маленькой буквы. Хотя, как известно, в немецком языке все существительные всегда пишутся с заглавной
Принцип “меньше значит больше” касается соединения функциональности и минимализма, что дает возможность сконцентрировать внимание на нужном. Минимализм в данном случае служит сильным художественным инструментом
Источник — Turgay Gasimli
Революционные шрифты
Начиная с первых 6 букв шрифта Joschmi, созданных профессором Баухаусом Юстусом Шмидтом в 1930 году, типография также попадает под влияние революционного стиля. Тогда, как популярное оформление текстов в Германии строго регламентировано законами консервативной типографики, представители баухауса решили расположить текст вертикально или вокруг изображения так, чтобы он стал неотъемлемой частью композиции. Но при этом баухаус диктует свои правила в типографии — шрифты строго геометричны и не имеют декоративных засечек.
Источник — Pommes
Источник — Pommes
Источник — Pommes
Источник — Pommes
Источник — Pommes
Источник — Pommes
Любовь к геометрическим формам
Давно знакомая и простая геометрия — это доступный способ объяснить суть даже самых сложных вещей. Поэтому последователи баухауса в своей любви к минимализму и рациональности выбрали кубизм в качестве своего основного художественного метода. Как и сто лет назад геометрия остается современным дизайнерским решениям. Тренд 2020 года New Age, фундаментальным инструментом которого остается геометрия, опять возвращает баухаус в топ стилей графического дизайна.
Источник — Ryan McKnight
Главные цвета
Представители баухауса символично ограничиваются только тремя основными цветами из палитры, от которых происходят все остальные — это красный, синий, желтый плюс ахроматические черный и белый. В этом опять проявилась любовь художников к эксперименту с простыми элементами. Интересные эффекты создаются благодаря соединению оттенков главных красок и их контрастов. Современная графика может включать несколько дополнительных цветов в свой дизайн, но это не традиционно для баухауса.
Источник — Mojo
Источник — empatía
Функциональность диктует форму
Основное правило Манифеста Баухауса состоит в том, что функциональность должна определять форму. Все дело в функциональности и уникальности продуктов
Также очень важно сделать вещи прочными и экономичными, одновременно выполняя их основные функции. С началом массового использования машин в то время производителям нужно было переосмыслить и воссоздать свое видение и будущие цели
Использование большого количества машин вместо людей могло негативно повлиять на творчество, но привело к положительным результатам, когда дело доходит до массового производства, и сэкономило много времени и денег.