Постмодернизм в искусстве
Постмодернизм отличается от других направлений в искусстве тем, что ставит под сомнение основные факты, которые были приняты в современный период.
Например, тезис о том, что весь прогресс, особенно технологический, является положительным.
Постмодернизм перевернул идею о том, что для произведения искусства было присуще лишь одно значение, или что это значение было определено художником во время создания.
Вместо этого зритель стал важным определителем значения. Некоторые художники позволили зрителю участвовать в работе. Другие художники пошли дальше, создавая работы, которые требовали вмешательства зрителя для создания и/или завершения работы.
Также ключевым элементом постмодернизма была идея разрушения различий между высоким и низким искусством, особенно присутствие в произведении некоторых элементов массовой культуры.
Например, в направлении с названием «кубизм» (художник представляет предметы исходя из целого множества точек зрения вместо одной, таким образом он изображает предмет в более широком контексте). Пабло Пикассо часто включал тексты популярных песен на своих холстах.
«Девушка с мандолиной (Фанни Телье)», Пабло Пикассо, 1910 г., Аналитический кубизм
Идея о том, что вся визуальная культура не только равноценна, но и что её можно понимать, ей можно наслаждаться без какой-либо эстетической подготовки, подрывает представления о значимости и художественной ценности искусства. Такой же эффект имеет использование реди-мейд.
Реди-мейд — творение, которое не было создано полностью самим художником.
Скульптура «Велосипедное колесо», Марсель Дюшан, 1913 год, реди-мейд
Постмодернизм в Европе
В Европе идеи модернизма послужили толчком к возникновению в 1981 г. группы «Мемфис», в которую входили дизайнеры, работавшие в Милане. Лидер группы Этторе Сотсасс (род. 1917) вместе со своими соратниками Андреа Бранци, Альдо Цибис, Марко Занусо и другими отошли от основного направления модернизма, занявшись дизайном мебели, текстиля и декоративных предметов, который отличался нарочитой эксцентричностью и несерьезностью. По заказу группы «Мемфис» в 1981 г. Майкл Грейвз разработал дизайн туалетного столика. Ступенчатые формы, насыщенные цвета и остроконечное завершение указывают на связь с такими проектами, как секретер «Касабланка» и книжный шкаф «Каритон» Сотсасса (1981) с их яркой расцветкой и острыми линиями.
Фирма Сотсасса спроектировала новую галерею Музея современной мебели в Равенне (1994). Архитектурные формы очень простые. Росписи стен создают эффект перспективы, тогда как в «открытой студии», где собираются дизайнеры, царят покой и безмятежность.
Ганс Холляйн (род. 1934) в 1978 г. создал замечательный постмодернистский интерьер офиса Австрийского бюро путешествий в Вене. Различные элементы напоминают о путешествиях — фрагмент колонны символизирует Грецию или Рим, беседка и металлические пальмы должны вызвать желание отправиться в тропики или пустыню. Пол в бледно-зеленых тонах и стеклянный потолок дают простор фантазии.
Известные архитекторы
Некоторые из самых известных постмодернистских архитекторов:
- Альдо Росси
- Барбара белецкая
- Рикардо Бофилл
- Джон Берджи
- Терри Фаррелл
- Майкл Грейвс
- Гельмут Ян
- Джон Джерде
- Филип Джонсон
- Рикардо Легоррета
- Фрэнк Гери
- Чарльз Мур
- Борис Подречка
- Цезарь Пелли
- Паоло портогези
- Сиаваш теймури
- Антуан Предок
- Томас Тавейра
- Роберт суровый
- Джеймс стирлинг
- Роберт Вентури
- Питер Эйзенман
- Марио Ботта
- Арата Исодзаки
- Джон Портман
Примеры
- Маноло Нуньес , «Арены де Пикассо» в « Нуази-ле-Гран» .
- Филипп Панераи , Административный суд Версаля .
- Марио Ботта , Круглый дом , и часть его произведения классической композиции.
- Джеймс Вино , проект Notch , для лучших товаров цепи супермаркета в Сакраменто ,
- Джеймс Стирлинг , Майкл Уилфорд и его сотрудники, Neue Staatsgalerie в Штутгарте , 1979 г.
- Майкл Грейвс , Здание государственной службы ( Портленд (Орегон) , 1980 г. , публичная библиотека Сан-Хуана Капистрано, г. и т. Д.).
- Рикардо Бофилл , район Антигона в Монпелье
- Альдо Росси , Театро дель Мондо , плавучий театр для биеннале, , Венеция
- Чарльз Мур, Пьяцца д’Италия , — , Новый Орлеан
- Хаммонд и Биби, Библиотека Гарольда Вашингтона , 1991, Чикаго .
Что за «чудо такое диковинное» – постмодернизм?
Решив, что аскетизм и функционализм – это может быть хорошо, но хватит, постмодернисты сформировали новые требования к современной архитектуре. Основным можно считать уникальность строения. Для этого архитекторы-новаторы предложили разрабатывать проекты, которые бы гармонично вписывались в окружающую среду, смотрелись бы эстетично и оригинально. Постмодернисты решили, что пора вернуть из небытия декорирование фасадов, роспись, барельефы и прочие художественные приемы.
Здания, построенные по проектам известных архитекторов-постмодернистов, Роберта Вентури, Питера Айзенмана, Антуана Грюмбаха, Мориса Кюло, легко узнать по мягкому сочетанию античности и реализма. Некоторые строения вызывают неоднозначные эмоции. И это, пожалуй, хорошо. Ведь, как говорится, только «в споре рождается истина». Давайте же познакомимся с характерными и наиболее яркими объектами постмодернизма.
Постмодернизм в архитектуре
Постмодернистская архитектура стала своего рода ответом на минимализм модернизма. Изначально казавшийся передовым отказ от дизайнерских украшений зданий привел к однообразию архитектуры, которое тиражировалось на протяжении десятилетий и изрядно обедняло облик городов.
Подробно все проблемы модернизма и необходимость перемен разобраны архитектором Робертом Вентури в его книге «Сложность и противоречие в архитектуре» . С этого момента постмодернизм в архитектуре имеет свою идеологию и доктрину.
В облик зданий возвращаются украшения фасадов, элементы различных стилей прежних эпох в новой интерпретации. Под украшением следует понимать не элементы декора, а сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями. Так, архитектор Джеймс Стирлинг (1926-1992) разработал красочные проекты в секторе государственного жилищного строительства и множество зданий общественного назначения, в том числе здание Новой галереи в Штутгарте в Германии:
Столь же знаковой фигурой постмодернизма в архитектуре является Терри Фаррелл. Он известен, прежде всего, как архитектор, распространивший традиции постмодернизма в сферу обороны и спроектировавший здание штаб-квартиры британской разведки:
Еще один выдающийся архитектор постмодернизма – Альдо Росси (1931-1997). Работы этого итальянского зодчего можно увидеть как в Италии, так и в Германии, Нидерландах и даже Японии. Один из красивейших его проектов – это театр Карло Феличе в Генуе:
Если в раннем постмодернизме заимствования стилей, особенно классицизма, видны невооруженным глазом, в более поздний период смешение и совмещение разных направлений ведет к формированию собственных эксклюзивных стилей, присущих исключительно постмодернизму.
Так, деконструктивизм – это прямое отрицание традиций модернизма и, безусловно, новое слово в архитектуре. Визуальная асимметрия и дисгармония, заостренность и угловатость форм порой доходят до абсурда, хотя в итоге здания смотрятся весьма нетривиально. Например, модернизированный в стиле деконструктивизма Королевский музей в провинции Онтарио архитектора Даниеля Либескинда:
Еще один стиль, выросший из традиций постмодернизма, это хай-тек. Начав формироваться в 70-е, к концу 20 столетия хай-тек уверено шагал по всему миру. В разных странах построено множество зданий в стиле хай-тек, а одним из самых оригинальных по праву считается башня Мэри-Экс архитектора Нормана Фостера:
Заметим, что все вышесказанное не означает, что минимализм модернизма полностью ушел из архитектуры. Так, именно во второй половине 20 века в СССР появились типовые 5-этажные жилые дома, названные «хрущевками» по фамилии тогдашнего лидера страны. Бюджетный подход сохранился и в типовых планировках 9-этажных домов, правда, там начали отказываться от смежного расположения комнат.
Верхом комфорта по тем временам считался проект жилого 9-этажного дома, где санузел и кухня находились в разных концах квартиры и не имели общей стены, а коммуникации – вода и канализация – были подведены отдельно на кухню, отдельно в санузел. В большинстве домов, в которых живет большая часть горожан по сей день, кухня соседствует с туалетом и имеет общую канализацию и общий водовод.
Эти проекты имели и такую особенность, как отдельный вход в дом к кабине с лифтом и отдельный вход к лестнице. На каждом этаже между лестницей и лифтовой площадкой есть переход через лоджию. Впоследствии именно этот проект лег в основу проектирования элитных домов так называемой «улучшенной планировки», где квартиры продаются по более высоким ценам за квадратный метр.
За рубежом достижения модернизма в архитектуре точно так же по-прежнему высоко ценятся. В частности, самую первую Притцкеровскую премию за достижения в архитектуре получил Филип Джонсон (1906-2005), который считается одним из главных представителей интернационального стиля в Америке. Напомним, интернациональный стиль зародился в эпоху модернизма. Уточним дополнительно, что Притцкеровская премия утверждена представителями рода Прицкеров, которые являются владельцами сети отелей Hyatt.
Больше вы узнаете из книги «Язык архитектуры постмодернизма» . А мы поговорим о постмодернизме в скульптуре.
Постмодернизм в архитектуре
Постмодернизм, как закономерное продолжение модернизма, появился в результате того, что функционализм модернизма, а также его стереотипные формы и идеи постепенно исчерпали себя. Рационализм, прослеживающийся в модернистских решениях архитектурных композиций, создавал атмосферу уныния. Время показало, что обществу требуется внесение струи оригинальности в каждое сооружение, абсолютно точно были сформулированы признаки отрицания «машинности» массовых общественных зданий. Впервые за много лет появляется замысел вернуть образность и оригинальность архитектурным сооружениям.
Замечание 1
Основной деятельностью постмодернистов можно назвать поиск уникальности при создании новых форм, они воодушевились идеей гармонизировать архитектуру в соответствии с окружающими искусственной и естественной средами.
Модернистский аскетизм в наружном и внутреннем дизайне зданий был отвергнут, как и конвейерный подход к проектированию внешнего вида зданий. Появились намеки на отказ от восприятия классического наследия.
Необходимо добавить, что архитектурные решения постмодернистов учитывают особенности существующих обликов города при строительстве зданий. Это выражается в том, что постмодернисты старались увязать симметрию и пропорциональность, придать выразительную образность строениям во внешней отделке.
Одной из основных особенностей постмодернизма является внедрение таких признаков исторических архитектурных стилей, как декорирование стен, барельефы, росписи и т.д. Очевидно, что все это делалось для возвышения эстетики, для создания которой архитекторы-постмодернисты стремились заимствовать различные аспекты, вплоть до принципов построения композиции.
Замечание 2
Под композицией в данном случае понимается способ организации архитектурных элементов для достижения цели общей гармонии и единства
«Кривой дом»
Этот необычный домик находится в польском городе Сопоте. Глядя на причудливо изогнутые стены и прищуренные окна-глаза, кажется, что ты попал в королевство кривых зеркал. Если немного подождать, то откроется дверь, и на пороге появится волшебник в магической мантии. Такой сказочный домик мог создать только тот, кто до сих пор верит в чудеса и всепобеждающее добро.
«Кривой домик», построенный по проекту Залевского и Шотинского, по праву внесен в список достопримечательностей, которые стоит посетить. Зайдя внутрь, можно передохнуть в уютном кафе или ресторане, а в сувенирном магазинчике приобрести какую-нибудь безделушку на память.
Вентури и Скотт-Браун
Роберт Вентури (род. 1925) разработал теоретическую базу постмодернизма в книге «Сложность и противоречивость архитектуры» (1966). В ней говорилось, что простота и логика, которые были краеугольным камнем модернизма, в конечном счете порождают скучную и тоскливую архитектуру. В книге приводится множество примеров из истории архитектуры (Бленхемский дворец, отель де Мэнон, поместье Джеферсона «Монтичелло» и церковь Всех святых Баттерфильда на Маргарет-стрит), которые свидетельствуют о преимуществах сложных форм. Интересно отметить, что Вентури многие примеры заимствовал из работ пионеров модернизма, в особенности Ле Корбюзье и Аалто.
Дом Вентури в пригороде Филадельфии Честнат-Хилл, который он спроектировал в 1964 г. для своей матери Ванны Вентури, является первой постмодернистской постройкой. Вместо традиционной симметрии в данном случае имеет место асимметрия. Внутренние помещения имеют неожиданные формы, которые нарушают привычный план. Мебель не современная, а традиционная, не относящаяся к какому-либо определенному стилю. Гилдхаус, дом престарелых в Филадельфии (1960-1963), и дом Брандта (1970) в Гринвиче, штат Коннектикут, похожи на дом Вентури.
В более поздних зданиях Вентури использовал орнаменты и другие элементы исторических стилей. Дом в Гринвиче, штат Коннектикут (1997), является своеобразной версией особняка Джорджа Вашингтона в Маунт-Вернон. В проектах мебели Вентури (1984) для фирмы Кнолля также использованы элементы исторических стилей.
Вырезая из клееной фанеры различные формы, Вентури изготавливал самые разнообразные предметы, напоминающие мебель в стиле Чиппендейла, королевы Анны, Шератона и Ар Деко. Поверхность некоторых из них покрыта веселыми декоративными мотивами, нанесенными при помощи трафарета. Например, пышная софа обтянута гобеленом с цветочным рисунком. В своем доме Вентури и Дэнис Скотт-Браун (его партнер и жена) использовали традиционную мебель и декоративные обои, чтобы создать интерьер, который был бы одновременно эклектичным и комфортным. Супруги Вентури создавали интерьеры офисов, например демонстрационный и конференц-зал для фирмы «Кнолль Интернэшнл» в Нью-Йорке, и мебель в духе постмодернизма для этой же фирмы. Добившись успеха, Вентури начал получать крупные заказы. Интерьер факультетской столовой в университете штата Пенсильвания (1974) имеет перегородки с перфорацией, сводчатый проход на балкон и декоративные осветительные приборы, освещающие спокойный обеденный зал, обставленный креслами в традиционном стиле.
Вентури и Скотт-Браун пристроили замечательное крыло Сейнсбери (1986-1991) к зданию Национальной галереи на Трафальгарской площади в Лондоне. Фасады соответствуют классическому стилю старого здания. Входы ведут к монументальной лестнице с металлическими сводчатыми конструкциями над ней. По лестнице можно подняться к выставочным залам. Достаточно простая архитектура прекрасно подходит для экспонирования картин. Более современный музей в Сиэтле, штат Вашингтон, повторяет важнейшие элементы, но там они использованы в более скромных масштабах.
Кубические дома
Около трех десятилетий назад, голландский архитектор Пит Блом решил создать необычный жилой комплекс. Вряд ли человеку со стандартным мышлением пришла бы в голову мысль строить дом в виде куба, опирающегося на собственный угол. А вот Питу такая идея показалась интересной. В результате в Роттердаме появился кубический жилой комплекс, который вызывает интерес у многочисленных туристов. Всем им хочется узнать, как же живется в квартире, находящейся внутри повернутого куба.
Такой повышенный интерес заставляет многих горожан выбирать более спокойные для проживания районы. Тем не менее жилье в кубическом комплексе относится к категории элитного и стоит довольно дорого.
О предпосылках возникновения постмодернизма
Не будем уходить вглубь веков, и рассказывать, как строились пирамиды или средневековые замки. Вернемся всего на 100-150 лет назад. В 60-х годах 19 века французским садовником Монье были запатентованы первые железобетонные изделия – кадки для растений. Появление армированного бетона, пожалуй, и послужило началом возникновения новых архитектурных стилей, так как значительно упрощало процесс строительства.
К тому же на это время пришлись техническая и промышленная революции, в результате которых появилась возможность возводить прочные конструкции из металла и армированного бетона. Самый яркий пример той эпохи – Эйфелева башня, появившаяся как временное сооружение, но до сих пор являющееся символом Парижа.
Прогрессивные технологии строительства дали толчок для появления архитектурного модернизма. Хотелось строить много и быстро. А поскольку основными постулатами модернизма были отсутствие украшений, рациональность планировки и использование современных материалов, то и однотипные строения начали расти, как грибы после дождя.
Однообразие домов «из стекла и бетона» начало вызывать недовольство не только у именитых архитекторов, но и среди обычных горожан. В результате появилось новое архитектурное течение – постмодернизм, расцвет которого пришелся на 1970-1980 годы.
Постмодернизм в скульптуре
Постмодернизм в скульптуре проявился в новых формах. В какой-то мере это можно считать развитием трендов, зародившихся в эпоху модернизма. Так, уже тогда Пабло Пикассо и Сальвадором Дали были представлены неожиданные скульптурные решения. Эпоха постмодернизма отличается еще большей экстравагантностью идей. В самых общих чертах можно выделить несколько основных направлений в скульптуре постмодернизма.
Экзистенциальный стиль, реализованный швейцарским художником и скульптором Альберто Джакометти, как бы передает хрупкость и недолговечность всего сущего. Формы нарочито небрежны, и без пояснений автора многие вряд ли бы поняли, что перед ними, к примеру, скульптура собаки:
Кинетизм, наиболее полно реализованный в работах скульптора из Швейцарии Жана Тэнгли. Единичные образцы кинетической скульптуры начали появляться еще в эпоху модернизма, а в постмодернизм кинетическое направление получило столь мощное развитие, что в швейцарском городе Базеле создан музей Тэнгли, где можно увидеть его движущиеся скульптуры:
Из прочих представителей кинетизма известны Хайнц Мак, Отто Пине, Гюнтер Юккер. Они в 1957 году объединились в группу Zero. С их подачи в скульптуре начал развиваться такой формат, как инсталляция – пространственная композиция из различных материалов и предметов. Весьма интересна инсталляция посреди пустыни Сахара, которую делал Хайнц Мак:
Работы членов группы Zero часто не были скульптурой в привычном понимании хотя бы из-за используемых явно «не скульптурных» материалов: стекла, пластика, песка, электродвигателя. Кроме того, в их работах центральное значение придается игре света, будь то инсталляция посреди пустыни или в выставочном зале, как, например, инсталляция «История огня» Отто Пине:
Индустриальный стиль, представляющий собой изготовление арт-объектов из различных металлических деталей, крепежных элементов, проволоки, гвоздей и прочего. Так, французский творец Жан Мартин предпочитал делать фигурки животных, например, змею из гаек:
А вот румынский скульптор Дариус Хулеа предпочитает ваять исторических персонажей. Весьма интересна фигура Короля Румынии Фердинанда II, выполненная из металлических прутьев и проволоки:
Более подробно об эстетике постмодернизма вам наверняка будет интересно почитать в книге «Париж со змеями» .
Определение
Постмодернизм в архитектуре, на первый взгляд, обычно характеризуется возвращением орнамента, иерархической композиции, симметрии и ссылок на архитектурные порядки в ответ на стандартизованное формальное разделение международного стиля модернизма.
В то время как современные архитекторы были вдохновлены архитектурными формами, разработанными инженерами без участия архитектора (фабрики, зернохранилища, океанские лайнеры), постмодернистские архитекторы взяли в качестве модели «архитектуру без инженеров»: голливудские виллы или популярные коммерческие объекты и послевоенные оздоровительные города. Затем современные архитекторы постмодернистского стиля определили наиболее типичные черты постмодернизма, которые они перенесли или применили в модернистских проектах, чтобы сделать его новым международным стилем.
С 1950 — х годов, мы видим , что функционализм и формализма формы и пространства от современного движения будет постепенно разнообразить и заводят тенденции в различных эстетики: брутализма , органической архитектуры , хай-тек , и это с раскованный образом: стили сталкиваются, мы принимаем определенные формы для самих себя, новые подходы к умножению стилей или знакомых пространств. Эта эклектика часто сочетается с использованием неортогональных углов левых поверхностей, таких как Neue Staatsgalerie в Штутгарте Джеймса Стирлинга или Piazza d’Italia Чарльза Уилларда Мура .
Но в конце семидесятых постмодернизм привел к радикальному прорыву в отношении этих эволюций международного стиля, поскольку он противостоял догмам современного движения , а именно утилитарному или конструктивному функционализму, и отрицанию культурных традиций. Поскольку он перестает придавать эстетическую ценность вопросам техники и строительства, когда он отвергает народные или архаические культуры как источник вдохновения, и, прежде всего, поскольку он перестает верить в возможность освобождения через прогресс и модернизацию и соглашается следовать классическим традициям, которые он заново открывает и с которыми хочет играть.
Поглощение постмодернизма, рассматривается как простая эволюция международного стиля , можно проиллюстрировать на Портленд здание в Портленде, штат Орегон , и особенно AT & T здания от Philip Johnson в Нью — Йорке (теперь Sony Tower ), которая Заимствование элементы из и ссылок из прошлое и вернуть цвет или символизм в архитектуру, которая сохраняет все каноны современной архитектуры: экологическая, городская и историческая деконтекстуализация, единообразное экранирование, сборка стандартных компонентов, навесные стены, террасы на крыше, ортогональность, высокие технологии, отсутствие иерархии и симметрия в распределении и составе и т. д.
Постмодернистская архитектура также была описана как «неоэклектическая», с референциями и орнаментом, которые повторно инвестировали в фасад, заменяя агрессивную современную наготу.
В то время как постмодернистские архитекторы часто рассматривают современные пространства как безвкусные и бездушные, современные архитекторы сразу же сочтут постмодернистские здания вульгарными и переполненными. Эти расхождения во мнениях на самом деле выдают различную окончательность: модернизм не стремится напрямую к красоте, он ищет то, что он называет истиной, в строгой полезности и в конструктивной целостности материалов, изгоняя орнамент как шлак, согласно своей логике. Прошлого, как отсталость. выглядящий и, следовательно, бесполезный галстук, в результате чего стиль минимализма, который он считает более аутентичным, свободным, молодым; но постмодернизм отвергнет все правила, установленные первыми современными папами, и, прежде всего, он будет опасаться пуританства прогресса и новизны; именно в этом он сопровождает более широкое движение идей, как философских, так и политических. Постмодернистский архитектор воссоединится с « движением искусства и ремесел », будет искать радость изобилия в фигурах и узорах, взятых в разные эпохи и сопоставленных, изобилия, преувеличения, сдержанности или изменения масштаба, составляющих удивление, или какой-то визуальной риторики. . Он использует элементы , заимствованные из традиционных стилей в логике коллаж: В то время как украшения XIX — го века , до сих пор в результате конструктивной логики и работы, в том числе скульптуры, материалов, она применяется здесь как знак накладывается: это логика «украшен ангар », описанный Робертом Вентури в « Учимся у Лас-Вегаса » .
Философия постмодернизма
Главной сутью постмодернизма в философии является представление о том, что реальность не может быть познана или описана объективно. Это контрастирует с модернистским взглядом, согласно которому реальность можно понять объективно.
Философии постмодернизма присущи следующие особенности:
- правда и заблуждение являются синонимами (то, что сегодня является фактом, завтра может быть ложью);
- само-концептуализация и рационализация (логика и объективность отвергаются, они опираются на мнения, а не на факты);
- абсолютной истины не существует (понятие истины является искусственной иллюзией, которую люди используют для получения власти над другими);
- традиционная власть ложна и коррумпирована (они выступают против ограничений религиозной морали и светской власти);
- глобализация и интернационализация (национальные границы являются помехой для человеческого общения, а национализм вызывает войны);
- защита окружающей среды;
- коллективная собственность (по мнению постмодернистов, этот способ был бы лучшим способом управления товарами и услугами);
- разочарование в модернизме (они сожалеют о невыполненных обещаниях науки, техники, правительства и религии);
- мораль — личное дело каждого (этика — это что-то относительное, мораль — этический кодекс каждого человека, нет необходимости следовать традиционным ценностям и правилам);
- все религии действительны (имеют право на существование);
- либеральная этика (они поддерживают феминисток и гомосексуалистов).
Юмор и архитектура
В то же время Вентури спроектировал несколько зданий, воплотивших в себе архитектурные шутки. Для своей матери он придумал дом, намекавший на классические формы, однако такие намеки понимают только сами архитекторы.
Вскоре другие тоже подхватили эту идею и принялись с ней носиться, проектируя здания с гораздо более очевидными шутками и отсылками к прошлому во внешнем виде. Одно из знаменитейших — штаб-квартира AT&T в Нью-Йорке: классический небоскреб с верхушкой как у чиппендейловского стула XVIII в. Этот памятник постмодернизму 1979–1984 гг. спроектировал Филип Джонсон, ранее работавший с Мисом ван дер Роэ и считавшийся энтузиастом модернизма.
Штаб-квартира AT&T в Нью-Йорке