История стрит-арта с момента появления и до наших дней
Правильно было бы отметить, что уличное искусство существует с момента появления Человека разумного. Сначала творчество проявлялось в виде наскальных рисунков. Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте и т.д.), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей и др.
Стрит-арт, такой, каким мы привыкли видеть его сегодня, предположительно появился во время Второй Мировой Войны. Первым случаем принято считать появление вирусной надписи “Kilroy was here”. Ее наносил некий Kilroy, который (предположительно) работал на заводе по производству бомб в Детройте (США). Сначала надпись появилась на всех ящиках с бомбами, изготовленными на этом заводе. Затем фраза была дополнена рисунком и далее распространялась американскими солдатами.
Расцвет уличного искусства в 1960-х годах пришелся на Филадельфию. Это место по-прежнему принято считать историческим центром граффити-культуры. В 1970-х годах локализация переходит в Нью-Йорк. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. В этот момент и был придуман “теггинг”. Тогда же появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204. Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров разработать новую манеру исполнения – так появились коды и стили граффити.
Примечателен и тот факт, что до 2012 года нигде в мире не было создано музея стрит-арта; не существовало и отделов, которые могли представить этот стиль публике. Впервые Музей Стрит-арта был открыт в Санкт-Петербурге. Главной целью этого музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити. Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города.
VK
Граффити – неотъемлемая часть города и мощнейшее направление в искусстве
Наш корреспондент поговорил с несколькими известными российскими райтерами, которые рассказали о природе граффити и его месте в современном мире искусства.
Misha Most: «Я считаю, что субкультура граффити никогда не ставила перед собой целей — повлиять на какие-либо политические события, например. Скорее, истинная цель граффити – протест против обыденности, системного образа жизни обычного человека. Граффити является прародителем еще одного направления – стрит-арта (направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. – Прим. «365»).
Многие люди воспринимают субкультуру граффити как вандализм, по сути, так оно и есть. Однако, это не мешает размещаться работам в этом жанре в галереях и даже музеях. Постепенно граффити становится полноценным видом искусства».
Граффити Миши Most в Белграде из серии «Персонажи».
Andrey Adno: «Граффити и стрит-арт сейчас являются неотъемлемой частью города и мощнейшим направлением в искусстве. Они отражаются буквально во всем: в музыке, моде, архитектуре. Многие против того, чтобы граффитисты проявляли свое творчество на стенах домов, транспорте. Однако, если стритарт станет качественным, люди начнут воспринимать это как данность.
Мы такие же, как и все, уже давно прошло то время разделений людей на субкультуры. Современный человек должен иметь широкий кругозор: путешествовать, общаться с разными людьми, быть свободным от предрассудков.
Например, я нахожу вдохновение в самых неожиданных местах. Например, меня может увлечь обычная облезлая стена или организация витрин со стройматериалами или мебелью в крупных компаниях. Помимо настенных рисунков, я создаю еще и скульптуры. Думаю, что стритарт еще долго будет популярен. Скоро работы уличных художников будут продаваться за миллионы долларов».
Андрей Адно «Просто Мария». Фестиваль — Aarhus Art Convention, Дания, г.Орхус
Иван Найнти: «В граффити не только важен вопрос: для чего? Но еще и нужно знать: Как? Процесс создания граффити и его конечный результат — отражение сущности художника. Для меня граффити не является полноценным искусством, потому что здесь твое творчество замыкается в определенные рамки.
Если человек хочет научиться рисовать в этом жанре, нужно прежде изучить субкультуру, а потом отправлять на улицы творить. Мы тоже стараемся помочь «новичкам». Например, совсем недавно в Москве Дима Аске прочитал курс лекций, благодаря которым многие начали свой творческий путь. Однако, граффити уже теряет свою популярность, теперь оно становится инструментом рекламы».
Является ли граффити искусством? На этот вопрос не могут дать ответ и сами художники. Конечно, основная проблема негодования граждан и властей заключается в том, что место расположения таких произведений — общественные сооружения или транспорт, порча которых незаконна. Поэтому и возникает программирование стереотипов: граффити – это плохо. Однако, художники имеют возможность теперь организовывать граффити-выставки, на которых и показывают свое мастерство. Только познакомившись с этой субкультурой, мы сможем решить для себя: соответствует ли граффити нашему понимаю значения слова «искусство» или нет.
Текст: Виктория Французова
Топ мест для селфи
Селфи – любимое развлечение современного человека вне зависимости от пола и возраста. Но не каждый из нас знает простые правила, которые помогут сделать фото идеальным. Взглянем на них.
- Правило 45 градусов. Смотрите четко в камеру и поверните голову на 45 градусов. Такое положение считается фотогеничным для большинства людей. Попробуйте сделать это как влево, так и вправо и найдите удачный ракурс.
- Стройность. Всё просто: не добавляйте себе лишних килограмм. А для этого нужно расправить плечи и держать камеру чуть выше уровня глаз на вытянутой руке. Если фото в полный рост, то помогут легкий наклон вбок и рука на поясе (совет больше касается девушек).
- Естественность. Очевидный совет, но многие им пренебрегают. Как часто мы видим в ленте натянутые улыбки или «утиные губы»? Такие фото неинтересны. Старайтесь показать свойственные именно вам эмоции, не нужно никому подражать. Попробуйте двигаться во время фото или что-то рассказывать/напевать. Есть шанс получить отличное живое фото.
Надеемся, что эти простые советы помогут вам сделать свое идеальное фото, которое захочется поставить на аватарку. Но есть ещё один важный момент – фон. Стрит-арт нам поможет! Благодаря талантливым художникам мы можем не только наслаждаться эстетикой города, но и запечатлеть себя в ней на память.
Виды и техники
Большая часть стрит-арта – это граффити на стене. Однако стрит-арт — это не только граффити, к этому искусству также относят постеры, скульптуру, стикеры и т.д.
Рисунки на стенах
Создают отдельные рисунки, либо формируют композицию вместе с текстом. Используют разные материалы, техники. Размеры варьируются от небольшого рисунка на заброшке, до полноценной росписи 9-этажного панельного дома.
Большой Енот в ЛиссабонеBordalo II
Трафареты
С помощью трафаретов создают большие графичные изображения с четким контуром. Трафареты вырезают самостоятельно, под каждую отдельную работу.
Напрасное ожиданиеБэнкси
Существуют более универсальные приспособления, которые используют в любом рисунке, например, для создания четких геометрических форм, контуров. Иногда с помощью трафарета создают несколько идентичных изображений в разных частях города, обычно небольшого размера.
Знаменитый Бэнкси создавал свои работы с помощью трафаретов.
Муралы
Это большие красивые изображения на фасадах зданий, как правило, очень красочные. Создать их без специальных приспособлений и разрешения невозможно. Мурал также можно отнести к паблик-арту.
Стикеры, или стикер-арт
Их расклеивают по всему городу, чтобы распространить идею или слоган, придать огласку своему имени. Теряют свою популярность из-за схожести с рекламными буклетами и стикерами. Основоположником считается Шепард Фейри.
Постеры, или постер-арт
Сейчас этот прием почти не используют. Лишь несколько художников расклеивали плакаты в творческих проектах как самостоятельную единицу.
Например, дизайнер Агон-Нога расклеивал по Санкт-Петербургу увеличенные постеры.
Инсталляции
Иногда объект создается как объемная надпись, или скульптура, встроенная в городскую среду. Известные представители этого направления – Space Invader и Марк Дженкинс.
Основные виды граффити
Граффити – это различные надписи, реже рисунки, которые наносят краской, выцарапывают на стенах и других поверхностях.
- Спрей-арт – более узкая разновидность граффити, когда надписи и рисунки наносят с помощью аэрозольной краски.
- Бомбинг – быстрая прорисовка изображения в экстремальных условиях. Именно с него началось развитие граффити. Сюда относят надписи в метро, на транспорте, часто надпись создают во время движения транспорта. Используют яркие цвета, простые техники. Главная цель – заявить о себе, оставив яркое изображение.
- Тегинг – классическая надпись имени или никнейма автора. Своеобразный уличный автограф, который оставляют в самых разных местах – на домах, скамейках, автобусах.
- Writing – более продуманное направление тегинга. Изображают имя художника, либо название команды. Композиция более сложная, иногда объемная, для создания используют до 3 цветов. Команда заранее продумывает стиль изображения, место, габариты надписи. На создание такой работы может уйти несколько часов.
- Скретчинг – рисунок или надпись выцарапывают острым предметом. Объект стрит-арта стеклянные или зеркальные поверхности. Подобные попытки можно увидеть на окнах в общественном транспорте.
ТокиоSpace Invader
Стили граффити
Направления постоянно развиваются, меняются, возникает новая школа, однако можно выделить основные стили граффити:
Old School – классический стиль, работы приближены к модерну;
Flat – плоские изображения и надписи, используют не более 2 цветов, характерная черта – минимализм и простота;
Bubble style – несложные рисунки, при создании используют 2-3 цвета, сюда часто относят тэги, которые всюду оставляют стрит-артеры;
Blockbusters и Throw-up – очень крупные изображения, чаще их наносят с помощью трафаретов;
Wild style – надпись выглядит очень сложной, композицию создают с помощью сплетения букв, штрихов и символов;
FX-style – это объемные рисунки, где большое внимание уделяют проработке теней, бликов, чтобы создать 3D-эффект.
Влияние муралов на стоимость недвижимости
Увеличение стоимости недвижимости, которое происходит из-за того, что на стене дома появляется mural, вполне реально. На него указывают публикации во многих изданиях, относящихся к рынку или культурной жизни. Но касается это исключительно Запада. У нас изображения на стенах ни на что не влияют, да и сама традиция их появления несколько иная. К примеру, в Москве муралы возникают в рамках каких-то фестивалей в среде уличных художников или проектов городского благоустройства.
VK
В силу проведения фестиваля «Лучший город Земли», на стенах московских домов появилось несколько достойных работ. Это был поп-арт группы «310», портрет с Майей Плисецкой бразильца Эдуарда Кобры и многие другие работы. Но радовали они не долго, а в настоящее время уже закрашены. Сейчас на стенах домов красуется в основном то, что получилось в результате реализации проектов «Новатек Арт». Нельзя сказать, что это плохо. Некоторые работы вполне достойные, включая вызвавший столько споров мурал с белокурой девушкой, которой оказалась жена гендиректора компании, выступавшей в роли подрядчика. Иным является к ним отношение. Для нашего человека мурал остаётся чем-то более близким к плакату, временным явлением, которое может исчезнуть в любой момент по воле чиновников из соответствующего департамента. При этом сама стоимость работы может не иметь серьёзных отличий от той, что утвердилась в странах Европы и США.
«Черное» граффити из Италии
Если во многих европейских странах, с граффити борются защитники архитектурного наследия и правительство, то в Италии граффитисты чувствуют себя наиболее вольготно. У властей не всегда находится время на то, чтобы удалять рисунки со стен заброшенных зданий и поездов. Поэтому у многих туристов складывается двоякое впечатление об этой стране.
В Италии архитектурные древности соседствуют с анархо-коммунистскими росписями. Хотя некоторые виды раскраски в итальянских городах носят вполне себе законный характер. Подземные переходы в Генуе, чтобы не выглядеть уныло, были отданы на откуп граффитистам. Один из них наполнен котами всех мастей, другой – средневековыми сюжетам, а третий выполнен в стиле традиционной японской живописи.
Но все-таки многокилометровые составы поездов, покрытые странными надписями, в крупных городах Италии внушают ужас многим туристам. Если хочется, острых ощущений и аромата гангстерского творчества, нужно ехать в Италию. И непременно на поезде.
Зарубежный опыт
Активное развитие социальных сетей поспособствовало тому, что граффити вышло из андеграунда и стало важной вехой в развитии современной массовой культуры. Сегодня стрит-арт очень быстро становится неотъемлемой частью городов, гармонично сочетаясь с урбанистическими ландшафтами и тесно переплетаясь с дизайн-кодом
Как результат — работы наиболее талантливых художников перекочевали со стен обычных домов в специализированные галереи. Более того, они стали заполонять крупные города, и теперь их включают в туристические карты и маршруты, считая полноценными достопримечательностями. Как пример — Lazarides Rathbone в Лондоне, где выставлены работы Энтони Микаллефа, Конора Харрингтона , Дэвида Чо, Дага Фостера, JR, Miaz Brothers и других. Или Galerie Magda Danysz в Париже, где можно увидеть творчество начинающих, но перспективных райтеров вроде Miss Van, Obey, JonOne, Futura или JR.
Другой чертой граффити как искусства является то, что некоторые работы уходят за огромные деньги с молотка аукционов. А некоторые граффити и вовсе с налетом времени становятся лишь ценнее. За примером идти далеко не нужно: фургон, разрисованный легендарным Бэнкси еще в конце 90-х, в 2015 году был продан на парижском аукционе Drouot за 850 тысяч долларов. А в 2019 году на британском аукционе Bonhams появился другой лот этого райтера: 17-тонный Volvo FL6, стоимость которого оценили в 1,3–2 миллиона долларов. Таким образом, появляется тенденция инвестирования в граффити как в долгосрочный актив.
История стрит-арта: жизнь до Бэнкси
Стрит-арт – это направление изобразительного искусства, которое отличается урбанистическим характером. К нему относят граффити, трафареты, постеры, муралы, скульптурные инсталляции и т. д. Его задача состоит не в присвоении территории, а в том, чтобы показать зрителю задуманный автором сюжет и вовлечь его в диалог.
Уличная живопись появилась в древние времена. Наскальные рисунки можно назвать первыми ее примерами (и отнюдь не самыми плохими). Родиной более современных проявлений стрит-арта считается США. Именно здесь в 1930-х годах на стенах и вагонах хулиганы начали рисовать первые граффити.
До 70-х годов стрит-арт был представлен одиночными надписями. Так, Дэррил Маккрэй под псевдонимом Cornbread в 1967 году исписал признаниями кучу домов в Филадельфии, чтобы завоевать сердце любимой девушки. Правда, вскоре она переехала и роман тинейджеров закончился. Однажды Дэррил даже оставил надпись на слоне.
Не менее известная личность – райтер Taki. Парень работал курьером и при каждом удобном случае украшал стены Нью-Йорка автографом TAKI 183 (цифры – это номер его родной улицы). В 1971 году историю Taki опубликовали в The New York Times и город «захлебнулся» волной однотипных тегов. Каждый уважающий себя граффитчик хотел «забомбить» ими все районы города.
Затем любители стрит-арта облюбовали метро и стали разрисовывать вагоны и целые составы. Когда надписей стало слишком много, власти Нью-Йорка предложили райтерам работать на специально предназначенных площадках. «Хаотичное творчество» объявили незаконным. В 70-х открылась первая выставка граффити. Коммерческие организации и модные дома начали предлагать урбан-мастерам взаимовыгодное сотрудничество. В это время рисунки становятся более замысловатыми: увеличивается толщина линий, добавляется контур и помимо надписей используются изображения мультяшных героев.
После прихода в субкультуру профессиональных художников и людей с профильным образованием стрит-арт обрел посыл, эстетичность и смысловую нагрузку. На улицах появились работы Ли Киньонеса и Жана-Мишеля Баския. Стоимость творений последнего сейчас стартует от 14 млн долларов. В начале 90-х стрит-арт стали активно использовать для рекламы. К услугам райтеров прибегали такие гиганты, как IBM и Sony.
В Европе уличное искусство активно развивается с 80-х годов. Одним из грандиозных граффити-полотен была западная сторона Берлинской стены (наверняка все видели изображение целующихся Хoнeккeрa и Брежнева). После сноса ее остатки предоставили 118 художникам, чтобы создать галерею под открытым небом.
Помимо немецкой столицы, урбан-творцов манил Париж. На его домах красовались трафаретные женщины с поэтическими надписями от Miss.Tic и ироничное «издевательство над логотипами» от Зевса. Здесь же Blek le Rat оставлял своих знаменитых крыс, которых считал единственными по-настоящему свободными существами. Этого француза Бэнкси называет своим главным вдохновителем.
Творческий путь андеграундного английского художника Бэнкси начался в 90-е годы. Каждый его шедевр несет сильное послание и будоражит сознание обывателей. Он вытаскивает на свет пороки общества: говорит о войне, загрязнении экологии, глобальной технологизации, злоупотреблении полномочиями и т.д. В 2010 году Бэнкси вошел в список ста самых влиятельных деятелей мира. Его работы уникальны, талантливы и востребованы.
Еще одним успешным граффером можно назвать Шепарда Фейри. Известность ему принесли постер Hope для предвыборной кампании Обамы (2008 год) и работа OBEY с изображением борца Андре Гиганта.
О стрит-арте пишут в журналах, снимают фильмы и создают игры. Он лишен избыточности, синтетических смыслов и отвечает современным тенденциям, делая искусство общим и ничьим одновременно. Его качество определяется только вкусом зрителя. Стрит-арт доказывает, что искусству не нужны посредники в виде изданий, галерей, критиков и музеев. Он олицетворяет свободу и обладает художественной ценностью.
Студенческая забастовка: предыстория
Начало европейскому граффити было положено в 1968 году во время студенческой забастовки в Париже. Весь город тогда был украшен анархистскими лозунгами, намалеванными краской на стенах фасадов: «Скука контрреволюционна» и «Читайте меньше, живите больше». Конечно, нельзя эти надписи считать полноценными граффити, но это были первые политические лозунги, провозглашенные улицей.
Продолжилась эта история стеной в Белфасте, которая разделяла враждующие районы столицы Ирландии. Она превратилась в место для художественных высказываний. Разные политические партии этого города использовали разные виды рисунков. Например, ольстерские лоялисты обращались к историческим событиям, даже к войне между Яковом II и Вильгельмом Оранским. Стена стоит до сих пор, так что особенно смелые туристы могут отправляться Белфаст за эстетико-историческими обозрениями первых граффити.
Фото: Cedric Fox / Youtube
Скандинавское граффити придумали викинги?
Сегодня граффити можно найти в любом городе Европы. Скандинавия, пожалуй, первое место, где уличное искусство начали переносить в стены музеев. В 1961 года в Дании был основан Скандинавский институт сравнительного вандализма, который никогда не существовал в реальности, а лишь был плодом воображения своих создателей.
Датские художники Асгер Йорн, Петер Глоб и Вернер Якобсон из Национального музея Дании и примкнувший к ним Хольгер Арбман из университета в Лунде (Швеция) хотели установить историческую связь между уличными рисунками и искусством викингов. Несколько лет они фотографировали древнее, романтическое, готическое искусство Дании в попытках найти связь между ним и современными европейскими образцами. В 1965 году правительство даже выделило здание для 20000 фотографий, но в итоге от этой идеи официальные власти отказались. Художественная группа распалась, а музей так и остался воображаемым, хотя многие из работ нашли свое место в других музеях Дании. Всем, кто интересуется историей граффити, нужно обязательно посетить Копенгаген.
История развития
Если говорить о граффити в его современном понимании, то направление начало формироваться в 1960-х годах
Корнбрэд и Кул Эр покрыли надписями всю Филадельфию, чем привлекли внимание жителей и прессы
Затем граффити дошло и до Нью-Йорка. В 1971 г. в Нью-Йорк Таймс печатают статью о Диметриусе – курьере, который везде оставляет надпись своего псевдонима «Taki 183».
Taki183
С 1972 г. в Бруклине стали распространены граффити в подземных переходах. Так люди из разных районов буквально соревновались друг с другом, стараясь оставить как можно больше своих надписей. Чтобы выделиться на фоне остальных, художники начинают использовать различные стили, которые известны по сей день.
Затем возник Теггинг и Бомбинг. Ведь оставлять свой псевдоним на движущемся поезде безопаснее, так меньше шансов быть пойманным. С 1974 г. к надписям начинают добавлять рисунки, очень быстро они покрывают целые вагоны.
DjerbaSpace Invader
Уже с 1980-х годов возникают официальные выставки, где уличные творцы находят признание. В 1981 г. открывают выставка PSI New York/New Wave, где принимают участие такие известные личности как Жан-Мишель Баскиа, Уильям Берроуз, Энди Уорхол.
Однако вместе с громким признанием, вводят жесткие ограничения на роспись улиц и метро. Многие в этот момент заканчивают свою карьеру. Другие начинают развиваться дальше. Так в 1990-е года популярным стрит-артером стал Space Invander.
MiamiSpace Invader
Начиная с 2000-х годов отношение к граффити, стало более осознанным и серьезным. Художники стрит-арта вырабатывают собственный стиль, создавая все новые и новые ответвления.
Стрит-арт захватил мир в начале XXI века. Появлялись целые арт-кварталы, а городские районы стали галереями под открытым небом.
На службе рекламы
Рекламщики быстро сообразили, что запрещенное уличное искусство остается популярным и проходит как мода, поэтому они используют его в своих целях. Всемирно известные компании, такие как IBM и Sony начали оставлять свои «метки» на городских стенах. Некоторые из них по незнанию были осуждены за то, что рисовали рекламу на стенах частных домов. Чуть позже фирмы решили не рисковать и стали заключать сделки с собственниками жилья. Многие популярные граффитисты постепенно отказались от своих романтических убеждений и перешли на службу в рекламные агентства. Самыми известными европейцами, сделавшими этот шаг, стали художники объединения 123Klan, которые собрались в далеком 1989 году. Сначала они прославились яркими шрифтами на французских заборах, а после выхода из подполья стали разрабатывать дизайн, логотипы, иллюстрации и обувь для Nike, Adidas, Lamborghini, Sony и Coca-Cola.
Фото: ALL CHROME / Flickr