Ар-деко
Ар-деко появился гораздо раньше тридцатых, но именно в эти годы достиг апогея. Это помпезный, масштабный стиль, в котором использовались растительные и геометрические орнаменты. Ар-деко вдохновлялся античностью и экзотикой.
В двадцатые стиль стал укрепляться в архитектуре — во многом благодаря Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, которая проходила в Париже. После Первой мировой войны экспозиция стала глотком свежего воздуха, возможностью высказаться (показать работы) дизайнерам из разных стран.
Открытка с видом парижской Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, 1925 годФото: Wikimedia Commons
В 1927 году также во Франции появился знаковый проект — трансатлантический лайнер «Иль де Франс», который был первой ласточкой применения ар-деко в техническом сооружении. Вторым и ещё более выдающимся примером (в некотором смысле даже символом стиля ар-деко) стал французский трансатлантический лайнер «Нормандия», спущенный на воду в 1935 году. На момент постройки это было самое большое и быстрое пассажирское судно в мире.
В «Нормандии» завораживало всё: от афиш вояжей (они оказали огромное влияние на становление ар-деко в графическом дизайне) до особой формы корпуса, которая была разработана русским инженером Владимиром Юркевичем.
Трансатлантический лайнер «Нормандия», 1935 г. Фото: Wikimedia Commons
Постер вояжа трансатлантического лайнера «Нормандия», 1935 г. Для ар-деко в графическом дизайне характерна симметричная композиция, использование градиента и приглушённых цветовФото: Compagnie Générale Transatlantique / Wikimedia Commons
Спальня первого класса лайнера «Нормандия», 1935 г.Фото: Wikimedia Commons
Особое место занимал главный зал-ресторан. Над его оформлением (как и над всем интерьером лайнера) трудилась целая бригада первоклассных дизайнеров, среди которых был суперзвезда того времени — Пьер Пату.
Главный зал трансатлантического лайнера «Нормандия», 1935 г.Фото: Public Domain
Трансатлантические лайнеры — это средство передвижения, вмещающее огромное количество людей и соединяющее страны, поэтому стиль ар-деко очень быстро распространился почти на всех континентах.
В новом свете главным преемником и протагонистом стиля стали США. В Америке акцент делался на типичных для этого континента мезоамериканских культурах (ацтеки, майя), а также на аэродинамических формах.
Одна из мощных ветвей американского ар-деко — стримлайн (правда, некоторые специалисты считают его независимым явлением). Стримлайн вдохновлялся техническими достижениями времени, в частности небывалыми скоростями, которые требовали обтекаемой формы предметов. Эта эстетика проявила себя в разных областях дизайна — от мелкой бытовой техники до классических американских дайнеров и небоскрёбов.
Румянцевский сад
Румянцевский сад.
Свободное пространство за Меншиковским дворцом в XVIII веке использовалось как рынок, а позднее – как плац для воспитанников кадетского корпуса. В 1860-х здесь было решено разбить сквер – будущий Румянцевский сад. Работы по озеленению финансировал живший неподалеку купец Соловьев, поэтому сад также иногда называют Соловьевским.
Зачем посещать:
В Румянцевском саду есть пешеходные дорожки и скамейки, поэтому здесь можно немного отдохнуть во время экскурсии по Васильевскому острову. В центральной части сквера установлен обелиск «Румянцева победам»: это высокий (более 20 метров) монумент, изготовленный из гранита и мрамора. В сквере также установлены бюсты художников И. Репина и В. Сурикова.
Адрес: Румянцевский сад, Университетская набережная, Санкт-Петербург, Россия.
Дом академиков
Дом академиков.
Старинный многоквартирный дом, расположенный на пересечении 7-й линии и набережной Лейтенанта Шмидта, был построен в XIX веке. В качестве основы для здания использовались три более старые постройки. Долгое время дом находился в собственности Академии наук, поэтому квартиры в нем выдавались известным академикам: в частности, здесь жил обладатель нобелевской премии И.П. Павлов.
Зачем посещать:
Сегодня Дом академиков остается жилым, однако связи с Академией наук уже не имеет. Об известных ученых, когда-то живших здесь, напоминают мемориальные доски, установленные на фасаде: здесь почти три десятка памятных табличек. Кроме того, в здании работает небольшой музей, посвященный И.П. Павлову.
Адрес: Дом академиков, набережная Лейтенанта Шмидта, Санкт-Петербург, Россия.
Особенности цветовой палитры
Расцветка интерьеров первой половины XX века весьма скромна, практически лишена ярких красок. Меблировка выбирается преимущественно темная, стены – пастельных оттенков, ковры – красно-коричневые, двери между комнатами – белые, имеющие разноцветное остекление.
Наиболее подходящие цветовые сочетания:
- льняной с махагоневым;
- агатово-серый с терракотовым;
- болотный с древесно-оранжевым;
- антично-лазурный с бежево-красным;
- лавандовый с темно-латунным;
- бледно-золотой с шоколадно-коричневым;
- голубовато-зеленый с бобровым;
- защитно-голубой со светло-каштановым;
- горчичный с железно-серым;
- изумрудный с кирпичным;
- буро-оранжевый с хаки;
- коралловый со сливочным;
- кремово-желтый с фиолетово-черным;
- одуванчиковый с опалово-зеленым;
- охристый с серебристо-розовым.
В какие интерьерные стили проще всего вписать старую мебель?
В скандинавском минимализме предметы середины прошлого века особенно гармоничны. Их можно как обновить, так и оставить в прежнем виде.
Для интерьера в стиле лофт подойдет даже совсем старая, изрядно обшарпанная мебель. Ей и реставрация может не потребоваться — потертости прекрасно вписываются в концепцию лофта.
В спокойной современной классике винтажные элементы чувствуют себя прекрасно. Но здесь они должны выглядеть аккуратно, ухоженно, без бьющей в глаза изношенности.
Ретро-сервант в старом интерьере
… и он же в новом
В любой современный интерьер — будь он нейтральным минималистским или насыщенным красками и деталями — отлично впишется заново выкрашенная старая мебель. Было бы желание её туда пристроить.
Какие материалы предпочесть
В целом отделка основных поверхностей определила использование натуральной древесины, бумажных или текстильных обоев, краски. Но это далеко не все материалы, используемые в винтажном стиле. Помимо перечисленного и керамической плитки, предметы интерьера, как и отделка, могут создаваться с применением кованых деталей, медных и бронзовых элементов, натурального камня, драгоценных металлов.
Мебель
Несмотря на то, что мебель должна быть изношенной визуально, винтажной может быть ее форма, материалы, декор. При этом необязательно должна быть облупленной краска или потерты поверхности. Это необходимо для простых рустикальных помещений, а вот в роскошных интерьерах лучше отказаться от такой «состаренности».
Практически в каждой комнате, выполненной в стиле винтаж, присутствует оригинальной формы и отделки комод или сундук, бюро, буфет или трюмо. Именно такие предметы чаще всего сохраняют налет старины, потому что в современных каталогах мебельных фабрик они просто отсутствуют.
Гармоничным будет кожаный диван или кресло на изогнутых ножках. Но это не тот мягкий уголок, который свидетельствует о достатке своих хозяев, а деревянная мебель, только часть которой обита кожей.
Чаще всего антикварные предметы имеют округлые формы. Это не только изогнутые ножки, но и весь корпус. Например, комод или сундук могут казаться «надутыми» благодаря гнутой форме стенок каркаса. При этом деревянные предметы практически всегда имеют резные и накладные декоративные детали. Все нижние части мебели также оформляются изящными вырезами. Обычно они идут симметрично от середины к углам. Такой декор можно увидеть как в деревянных изделиях, так и в отделке ванных чаш для купания, в каменных шедеврах прошлого, в рамах зеркал и картин.
Деревянные предметы мебели, как правило, лакируются или красятся. В стиле винтаж они редко остаются просто отшлифованными. Тем более здесь будет уместен кракелюр – сеточка потрескавшейся краски, через которую проглядывает другой слой. Красиво будет смотреться декупаж на винтажной мебели.
Сделать таковой можно и своими руками. Превратить обычный старый стол в старинный тоже довольно просто: достаточно прямо на столешницу положить керамическую плитку, поломанную на неправильные осколки. Получится вроде как потрескавшаяся керамическая поверхность. Это все можно обтянуть бечевкой или оббить по периметру кружевами. Аналогичным образом можно поступить и с рядом декоративных деталей.
Декор
Декором в первую очередь выступает мебель с ее изогнутыми формами, накладками, резьбой. Но, конечно, в интерьере в стиле винтаж обязательными будут и другие детали:
- Посуда часто используется здесь в качестве украшения. Ее выставляют в буфетах, на открытых полках. Тарелки можно украсить декупажем или расписать. Посуда также может быть антикварной – тонкой и изящной либо наоборот довольно грубой керамической.
- Вазы, статуэтки, настольные и напольные часы, картины – стандартный набор вполне привычных вещей может выглядеть в духе старины. Эти элементы также могут быть потертыми, состаренными, покрытыми краской в технике кракелюр.
- Живые и сухие цветы всегда будут уместны в любом помещении в стиле винтаж, даже в ванной.
- Текстиль обязательно используется в каждом помещении. Это не только шторы традиционной формы. Здесь нужны салфетки, скатерти, занавесочки на мебели, кружева вместо стекол в буфете – вариантов использования рукоделия или покупных тканей можно найти массу.
- Украсит помещение по возможности и камин. Его оформляют с изысканным порталом, который может быть достаточно массивным в просторной комнате.
- Подсвечники из тяжелого металла, бронзовые светильники, кованые люстры – еще одно направление в декорировании винтажного интерьера.
- Не лишними будут самовар, изделия из слоновой кости, утюг, прялка и т.п.
- Украсят помещение и создадут нужную атмосферу старые пожелтевшие фотографии бабушек и прабабушек.
- Шторы здесь заслуживают отдельного внимания. Это могут быть тяжелые гардины, как в классицизме, а могут быть легкие льняные или ситцевые занавески, как в провансе или кантри. Если говорить о классических моделях, то они должны быть украшены ламбрекенами, кистями, рюшами. Оборки применимы и на легких натуральных шторах.
Реализация стиля в отдельных помещениях
Меблировка
Практически вся мебель в стиле арт-деко обладает плавными контурами и скруглёнными углами. Что касается материалов, то, как уже говорилось, для её изготовления, как правило, используется натуральная древесина ценных пород. В основном, это дуб, орех, ясень, клён, палисандр, венге, розовое и пальмовое дерево. Иногда допускается использование материала, отделанного шпоном из дорогих и экзотических пород древесины.
В качестве дополнения и декора мебели широко используются кованые, хромированные элементы, резьба и инкрустация. Также мебель может декорироваться витражами, матовым стеклом, зеркалами и слоновой костью. Для отделки диванов, стульев и кресел применяют традиционные (телячьи, овечьи, козьи, оленьи) и экзотические (змеиные, крокодиловые, слоновьи и т.п.) кожи. Также для обивки мягкой мебели используют плотный жаккард, велюр, бархат, флок и прочие ткани.
ФОТО: i.pinimg.comФОТО: mirdizajna.ruФОТО: domoholic.ru
Андрей Штакеншнейдер (1802–1865)
Яркий представитель историзма в отечественной архитектуре, умело сочетал в своих работах различные стили, грамотно интерпретируя исторические события, создавая неповторимые оригинальные строения.
По его проекту построили величественный шедевр русской архитектуры, названый в честь дочери Николая I Марии. Мариинский дворец стал символом Петербурга середины XIX столетия, а сегодня считается одним из красивейших зданий Северной Пальмиры.
Кроме того, в 1853–1861 году возвел Николаевский дворец. А начиналась карьера талантливого зодчего в Царском Селе, где он возводил сначала малые архитектурные формы в садах и скверах.
20
ЖК «Next»
Многофункциональный апарт-комплекс от застройщика Еврострой располагается на Среднем проспекте Васильевского острова. Гостиничные номера, офисные помещения, физкультурно-оздоровительный центр – все это 11-этажный ЖК «Next» бизнес-класса. Площадь апартаментов с чистовой отделкой – от 30 до 78 м2. На выбор несколько вариантов комфортабельных номеров – от студий до просторных двухкомнатных помещений.
Транспортная доступность:
- 10 минут на машине до ЗСД, а до центра – 15 минут без пробок.
- Близкое расположение Малого и Среднего проспектов.
- Есть автобусные остановки.
- Метро: «Василеостровская» – 15 минут, «Приморская» – 17 минут.
Социальная инфраструктура:
- городская поликлиника, Покровская больница, частные медицинские центры;
- на первом этаже – магазины, лобби, кафе, спортзал, коворкинг и другие коммерческие объекты;
- школа, профильные лицеи и гимназии, детские садики.
Экология:
- Загазованность – по причине большого скопления автомобилей на проспектах и на линии Васильевского острова.
- Недостаток зеленых зон.
- Отсутствие промышленных предприятий около комплекса.
Интересные факты
Сразу после постройки дом располагал вполне современным инженерным оснащением:
- газовыми плитами
- полотенечными сушилками
- встроенными шкафами
- углубленными в пол ваннами
- гаражом во дворе
В этом доме в квартире на верхнем этаже жил создатель проекта здания Андрей Белогруд Жильцами этого дома в разные времена были:
- писатель Леонид Андреев
- художник Андрей Ушин
- певец Александр Давыдов
До революции частью этого дома владел Семен Менакер, дед по отцу известного артиста Андрея Миронова.
Бывший доходный дом пережил несколько пожаров. Один случился в 1956 году. При ремонтных работах весной 2009 года сильно загорелось чердачное помещение здания. Из театра пришлось эвакуировать зрителей. Пламя потушили.
Материалы для отделки помещений в стиле арт-деко
Как уже было сказано, при оформлении квартир и домов в стиле арт-деко использовались, в основном, дорогостоящие натуральные материалы. Именно поэтому подобные интерьеры были не по карману простым «смертным». В наше время, благодаря развитию технологий, можно приобрести и воспользоваться высококачественными имитациями.
Этот стиль любит дорогую отделкуФОТО: td.merbay.ru
Оформление пола
В таких шикарных интерьерах как арт-деко и полы должны быть соответствующие. В основном, в качестве напольного покрытия использовался паркет из древесины драгоценных пород (одной или нескольких). Довольно часто из паркетной доски выкладывают сложные мозаичные орнаменты или простые узоры.
Также пол часто отделывался натуральным камнем или чёрно-белой плиткой. В качестве бюджетного варианта можно использовать ламинат или линолеум с высококачественной имитацией паркетной доски, камня или керамогранитной плитки. Дополнить напольное покрытие можно ковром с простым геометрическим орнаментом или шкурой животного.
Паркетный пол в интерьере гостинойФОТО: myremontnow.ruКомбинация напольного покрытия: паркет и мраморная плиткаФОТО: i.pinimg.com
Помимо основного напольного покрытия на пол укладывают ковры или шкуры животныхФОТО: comfortoria.ru
Отделка потолка
Поверхность потолка в основном была оштукатуренная белого цвета и украшена различной гипсовой лепниной. Сейчас используют многоуровневые конструкции из гипсокартона, ПВХ или ткани. Декоративные элементы из гипса заменены полиуретановыми или пенополистирольными аналогами. Натяжные потолки могут украшаться узорами, нанесёнными способом фотопечати.
Лепнина на потолке — один из характерных признаков стиляФОТО: mir-s3-cdn-cf.behance.netПотолок арт-деко может быть элементом декораФОТО: avatars.mds.yandex.netВ интерьерах art-deco потолки многоуровневыеФОТО: design-homes.ru
Стены
Для оформления стен есть много вариантов. Это может быть декоративная штукатурка, драпировка шёлковыми обоями с этническими африканскими орнаментами, восточной вязью, азиатскими иероглифами или геометрическими рисунками. В некоторых случаях, поверхность оформляется специальными декоративными панелями. Желательно, чтобы стены были однотонными, выкрашенными в нейтральные цвета. Если же используются обои с орнаментом, то лучше всего клеить их лишь на одну стену. Так проявится акцент и интерьер не будет перегружен узорами.
Для отделки стен могут использоваться самые разные материалы, но в основном, натуральныеФОТО: ethnoboho.ruЧасто используются обои или ткань с характерным этническим рисункомФОТО: iter-design.comСтены в одном помещении могут быть отделаны разными материаламиФОТО: artion-diz.ru
Окна и двери в интерьере арт-деко
Окна большие, дающие много света, и в деревянных рамах(в идеале), стилизованных под 20-е года XX века. Проёмы оформляются лёгкими, прозрачными, почти невесомыми, занавесями и плотными тяжёлыми портьерами.
ФОТО: dije.ruФОТО: avatars.mds.yandex.netФОТО: arxip.com
Межкомнатные двери в интерьерах art-deco рекомендуется устанавливать из натуральной древесины, с филёнками, стеклянными вставками или витражами с мифическими сюжетами. Дверные проёмы могут быть открытыми, оформленными полуколоннами с акантами и позолотой.
ФОТО: 4.bp.blogspot.comФОТО: dveryclub.ruФОТО: desclub-training.ru
Указ Петра I о запрете каменного строительства
20 октября 1714 года Петр I издал указ, запрещающий каменное строительство во всех городах империи, кроме Санкт-Петербурга. Это не было капризом: возведение новой столицы продолжалось уже 11 лет, а каменные здания были построены лишь в центре. Государь желал привлечь для работы над новой столицей мастеров-каменщиков со всей России, но его мечта увидеть «город в камне», соперничающий по красоте с европейскими столицами, так и не была осуществлена. Вплоть до самой смерти императора Санкт-Петербург напоминал огромную строительную площадку. Закон же продолжал действовать вплоть до 1744 года.
Историография:
- Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках, СПб.: 1994 год.
- Власов В. Г. Архитектура «петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера, М.: 1996 год.
- Власов В. Г. «Петровское барокко», М.: 2007 год.
Прихожая
Прихожая в стиле винтаж заставит отказаться от удобных и вместительных шкафов-купе. Здесь будет уместнее деревянная или кованая вешалка. Это могут быть декоративные детали с резным декором или витиеватыми коваными украшениями. Вместо обычной кладовой или купе можно поставить шкаф со стеклянными вставками в фасадах. Но не стоит выбирать дверцы с зеркалами. Их можно разместить отдельно – в красивых характерных рамах.
В прихожей, как и в любом другом помещении, должен присутствовать декор. Обычно его размещают на открытых полках, где складывают мелочевку – ключи, расчески и т.д. Здесь можно поставить красивую статуэтку, постелить вязаную крючком салфетку. Будут уместны и цветы в горшке.
Важной составляющей интерьера прихожей является освещение, ведь здесь обычно нет окон. В стиле винтаж будут гармоничными самые разные бра соответствующего дизайна
ЖК «Колумб»
Застройщик: Лидер Групп
Класс: комфорт
Тип территории: открытая
Тип дома: монолитно-каркасный
Отделка: черновая, чистовая
Количество этажей: 18
Диапазон цен: от 7 до 24 млн
Срок сдачи: 4 квартал 2022 года
Выдача ключей: 2 квартал 2023 года
Комплекс состоит из двух корпусов, которые соединяются перешейком подземного паркинга. В них запроектировано 933 квартиры – одно-, двух-, трех- и четырехкомнатные. На выбор классические и европланировки. Площадь лотов – от 27 до 137 м2.
Транспортная доступность:
- Есть выезд на ЗСД, соединяющую северные и южные районы.
- Метро: «Приморская» – 38 минут.
- Рядом ходят маршрутки и автобусы.
Планируется строительство детского сада и школы на территории комплекса. Своей инфраструктуры пока нет, но жители могут воспользоваться объектами уже обжитой части Васильевского острова на расстоянии 1-2 км.
Экология:
- Застройщик планирует увеличить количество зеленых зон.
- Сильные ветра со стороны Финского залива помогают снизить уровень загрязнения воздуха автомобильными выхлопами.
Интерьеры 60-х США
Война во Вьетнаме, убийство Кеннеди, расцвет феминизма, рок-н-ролл — не считая последнего, события в США в 60-х тоже не отличались позитивным настроем
Но страна, придумавшая «хэппи энды», никогда не отчаивается и делает все, чтобы население переключало свое внимание с политики на что-то иное, например, на дизайн интерьера
К 60-м годам американцы насытились продуктами массового производства, им захотелось уникальных аксессуаров, яркой эксклюзивной мебели, модных противоречивых предметов искусства. Дизайнеры интерьера начали творить, художники открывать новые направления в живописи, музыканты «бунтовать».
60-е годы в Америке прошли под знаменем поп-арта. Антиискусство — так одним словом описывали это направление художники. Энди Уорхол (Andy Warhol) — отец-основатель американского поп-арта, задал настроение целому десятилетию. Яркие цвета просочились во все интерьеры, раскрасив мебель, стены, декор. Покорение космоса задавало формы и материалы: плавные обтекаемые линии, пластик, глянец.
В США принцип легкости и отсутствия фундаментальности в интерьерах квартир в 60-х годах был схож с нашим, но обилие красок и оригинальных решений нас сильно разнили. Во многих домах появлялась дизайнерская мебель — странные вычурные кресла или необычные диваны, навеянные «космической темой». Поэтому сегодня, воплощая 60-е в современном интерьере, за основу берут западную модель, более яркую, жизнерадостную, странную.
Радует, что веяние 60-х возвращается в моду. Было в нем что-то легкое и ненавязчивое. Прежние мечты о далеком космическом будущем сегодня трогают сердце своей наивностью: автомобили все еще пытаются взлететь, и на Луну мы еще пока не переехали…
Искусство должно трудиться
Праздное искусство отвергается конструктивистами, на смену ему приходит новое — пролетарское, готовое трудиться во благо советского человека и обеспечить его всем необходимым. Идеологи конструктивизма призывали художников создавать полезные вещи и мечтали о благоустроенном мире, в котором каждый человек сможет ими пользоваться.
Внешний облик конструктивистких зданий отличается строгостью, монолитностью и простотой форм. Как и функционализм Ле Корбюзье конструктивизм отрицал традиционную декоративность классической архитектуры, экономил материалы, хотел сделать жилье доступным. В интерьерах тоже стремились обнажить конструкцию, соскрести буржуазный налёт и создать новым эргономичный быт из универсальных и простых в изготовлении предметов.
«Дом советов» в Нижегородском кремле
Новое искусство искало новые формы. Если функционализм выступал за радикальную утилитарность, то конструктивизм был не чужд экспрессии. Если функционалисты полностью отвергали понятие эстетики, конструктивисты его переосмысливали, они добивались выразительности без декора, за счёт динамики самих конструкций. Конструктивисты не были чужды эффектности и гигантизму. Конструктивисткие здания поражали своими креативными формами, стремились к бесшовности и монолитности. С точки зрение всё тех же функционалистов такой подход был уж слишком декоративным. Так что новое советское искусство, хоть и стремилось к утилитарности, всё же оставалось искусством.
В середине 30-х годов конструктивизм, в связи с изменением политической ситуации, подвергся серьезной критике. Ирония заключалась в том, что конструктивизм, призванный бороться с буржуазными пережитками, сам стал считаться буржуазным и впал в немилость. Началась эпоха постконструктивизма и высокомерного сталинского ампира.
Выводы
Диапазон цен на квартиры, которые располагаются в новостройках Васильевского острова представлен следующими данными:
- Студии – от 4 до 24,5 млн руб.
- Однокомнатные – от 4 до 96,9 млн руб.
- Двухкомнатные – от 4,9 до 59 млн руб.
- Трехкомнатные – от 15,5 до 66 млн руб.
- Четырехкомнатные – от 16,9 до 36,7 млн руб.
Если говорить о транспортной доступности, то некоторые жилые комплексы достаточно далеко находятся от станций метро и добираться до них пешком придется более часа, а то и больше. Личный автомобиль значительно сократит время и позволит быстро добраться до центра или соседних островов. Если машины нет, то у вас есть возможность выбрать новостройку у метро Приморская.
Благодаря тому, что район активно застраивается крупными девелоперами, на острове идет активное возведение новых станций метро – «Гавань», «Горный институт», «Морской фасад», «Театральная». Также добавляются остановки общественного транспорта в непосредственной близости от новостроек, чтобы жителям было удобнее добираться до центра.
Крупные магистрали, включая ЗСД, повышают уровень транспортного сообщения, но вместе с этим способствуют возникновению большого количества пробок. Отсюда загазованность, загрязнение атмосферы и вред для окружающих. Также жители острова, граничащего с заливом, должны быть готовы к сильным ветрам и пыльным бурям, которые здесь нередки.
Отдельного внимания заслуживают рекреационные зоны – на территории многих новостроек на намывных территориях Васильевского острова Санкт-Петербурга явно не хватает скверов и парков, но эту проблему застройщики планируют постепенно решить.