Елка а-ля «авангард»

«Самый лучший жир для мыла — человеческий»

www.nerdreactor.com

Вероятно, многие из вас помнят знаменитое произведение Чака Паланика «Бойцовский клуб», по мотивам которого Дэвидом Финчером был снят одноимённый фильм. Помимо всего прочего, главный герой книги занимался производством мыла из человеческого жира, похищенного им со свалок липосакционных клиник.

Наверняка именно «Бойцовский клуб» натолкнул Оресту-де ла Паса, художника из Майами на создание мыла из собственного жира. Некоторое время назад художник прошёл через процедуру липосакции и у него возникла идея задействовать откачанный жир в одном из арт-проектов и он придумал (а скорее подсмотрел у Паланика) способ увековечить, выражаясь словами Тайлера Дёрдена, «свою жирную задницу». Ореста-де ла Пас изготовил несколько кусков мыла, запечатлев весь технологический процесс на видеокамеру. В настоящее время его работы выставлены в майамском «Frost Museum», причём среди посетителей находится немало желающих вымыть руки необычными арт-объектами.

«Дождливая комната»

www.josephholmes.io

Представьте — вы идёте по улице под проливным дождём, но остаётесь совершенно сухим, так как ни одна капля на вас не падает. Примерно такие ощущения испытывают посетители инсталляции «Rain Room», расположенной в одной из художественных галерей Лондона — где же ещё размещать «Дождливую комнату», как не в городе, известном своей «чудесной» погодой?! Площадь инсталляции, созданной специалистами компании «Random International», составляет 100 м² и на каждом квадратном сантиметре здесь идёт настоящий ливень, однако когда в «Комнату» входит человек, строго над ним образуется небольшая область, где дождя нет. Гость может свободно перемещаться по комнате, при этом сухое «пятно» всюду следует за ним, создавая иллюзию «управления погодой».

Чудо-эффект достигается сочетанием искусства и современных технологий — в «Дождливой комнате» имеется несколько камер, отслеживающих перемещения посетителей и с помощью специальной технологии отправляющих зафиксированные передвижения на устройства, создающие «дождь», а те отключают подачу воды именно там, где в данный момент находится посетитель.

Дом-коммунана улице Лестева.Мы наш,мы новый быт построим

Годы строительства1926–1929

АрхитекторыГеоргий ВольфензонСамуил Айзикович

Идея архитекторапостроить жилой дом, в котором все всё будут делать вместе и не останется ничего частного.

Словно лучи радиоволн от Шуховской башни расходятся крылья дома-коммуны на улице Лестева — одной из первых построек в районе Шаболовки, также известной как РЖСКТ (Рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество) «1-е Замоскворецкое объединение». Это было жильё совершенно нового типа. Радикальный эксперимент в организации жизни рабочих воплощал самые смелые мечты большевиков: в коммунах абсолютно все действия должны были осуществляться коллективно. Предполагалось, что такие жилые пространства смогут воспитать нового советского человека, который навсегда откажется от личного ради общего. В соответствии с новой идеологией, частные квартиры в Советском Союзе должны были исчезнуть, ведь замкнутость семьи в отдельной жилой ячейке — это отголоски буржуазного прошлого. Чтобы в перспективе искоренить привычки, связанные с индивидуальным ведением хозяйства, требовалось полностью обобществить быт.

Помимо «воспитания и насаждения коллективистских начал» дома-коммуны должны были также освободить женщину от хозяйственных хлопот и дать ей возможность посвятить себя общественно полезному труду. Журнал «Строительство Москвы» обещал обеспечить труженицам возможность «работать над собой, разумно используя свой отдых». Это касалось даже матерей-одиночек: перед работой они могли отдавать детей в ясли или детсад, а по возвращении у работниц было время на отдых за чтением вечерней газеты и за прослушиванием радиоэфира — забирать отпрысков можно было после ужина.

АрхитекторыГеоргий Вольфензон,Самуил Айзикович

РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение» было построено в духе конструктивизма — ведущего архитектурного направления того времени, для которого на первом месте стояла функциональность постройки и её удобство для будущих жильцов. Это отразилось на планировке здания, которая напоминала собой букву «д»: два жилых корпуса по краям, а в центральной перемычке — вся культурно-бытовая инфраструктура. В коммунальном корпусе располагались столовая с фабрикой-кухней, клуб с театральным залом, помещения для кружков и спортивных секций. На последнем этаже находился спортивный зал, а на крыше — душевые кабины, солярий и даже летний кинотеатр. Любимой забавой здешних детей было перебежать из одного крыла в другое, не спускаясь на первый этаж, используя коридоры, длинные ленточные балконы и центральный блок.

Жилая часть дома была разделена на два блока. Первый представлял из себя настоящую коммуну — в нём располагались 230 жилых ячеек без кухонь и персональных санузлов, с общими спальнями на 9–12 человек. Второй блок состоял из 40 двух- и трёхкомнатных квартир традиционного типа и предназначался для семей заводской администрации и инженеров.

В отличие от распространившихся в СССР позже коммунальных квартир, куда люди селились просто за неимением средств и возможностей получить отдельное жилье, проживание в коммуне было продиктовано идеологическими соображениями. Увлечённые идеями коллективизма, люди готовы были вкладываться в строительство такого жилья и соблюдать правила коммунального общежития.

Частное было сведено к минимуму: члены коммуны объединяли свои личные доходы и вели общую тетрадь расходов. Запрещалось ввозить старую мебель и иконы. Кроме того, все жильцы должны были активно участвовать в жизнедеятельности дома и пользоваться общественно-коммунальными службами — питаться только вместе со всеми в столовой, обязательно отдавать ребёнка в местный детсад. В первый же год после заселения, 1929-й, коммунары обязались ликвидировать безграмотность. Проживающие в коммуне должны были проводить агитацию за новый быт у себя на работе. Тех, кто отказывался соблюдать эти правила, выселяли в жилье некоммунального типа.

Однако вскоре стало очевидно, что жильцы не готовы следовать строгим правилам общежития: они всё так же хранили дома иконы, готовили на подпольных примусах и неохотно принимали участие в общественных делах.

Автоматическая клоака Вима Дельвуа

blogontoast.wordpress.com

Бельгиец Вим Дельвуа — один из самых скандальных художников современности, так как во всех своих работах он стремится сочетать красоту с чем-нибудь отвратительным и отталкивающим. Шедевр с говорящим названием «Клоака» («Cloaca») входит в число наиболее известных его работ и представляет собой ничто иное, как аппарат по производству фекалий. Невероятно сложную по конструкции машину можно назвать действующей моделью пищеварительного тракта — загруженная в неё пища посредством множества химических и физических процессов превращается в сами-знаете-что. «Клоака» состоит из различных компонентов, среди которых резервуары с кислотой и бактериями, насосы, реактор с компьютерным управлением и целый ворох других хитроумных приспособлений — всё вместе это позволяет сымитировать работу пищеварительной системы человека.

https://youtube.com/watch?v=iSFe91XlwYQ

Арт-объект установлен в «Музее современного искусства» в Нью-Йорке, причём художник регулярно устраивает публичные демонстрации его возможностей. Дельвуа мелко нарезает различные продукты питания и отправляет пищу в «рот» машины, затем заливает туда же какой-либо напиток (скажем, бельгийское пиво), а далее остаётся только ждать, пока пища «переварится» — этот процесс занимает около 22 часов. Финальный аккорд технологического процесса — дефекация, причём выделенные «Клоакой» экскременты ничем не отличаются от полученных более «традиционным способом» человеческих фекалий ни по цвету, ни по форме, ни по запаху.

«Предательство неприкосновенности»

Jason Henry

Художественная ценность многих произведений искусства не очевидна и зависит большей частью, от воображения зрителя. К примеру, одни видят в «Чёрном квадрате» Малевича гениальное полотно, а другие считают великого авангардиста мошенником, который сумел убедить людей в том, что его примитивная мазня — новое слово в живописи.

Как бы то ни было, существуют арт-объекты, художественные достоинства которых не стоит подвергать сомнению — на них интересно смотреть даже простым обывателям, не слишком искушённым в современном искусстве. В их число входит инсталляция «The Treachery of Sanctuary» (можно перевести как «Предательство неприкосновенности»). Произведение интерактивного искусства представляет собой три вертикальных панели, размером три на три метра каждая, на которые выводится обработанный и искажённый силуэт зрителя, стоящего перед арт-объектом — что-то вроде кривого зеркала, только гораздо сложнее и изощрённее.

Инсталляция захватывает движения с помощью камер с технологией Kinect, специальное программное обеспечение создаёт модель силуэта и добавляет к нему эффектные детали, затем результат выводится на панель. На первом экране тень человека распадается на множество птиц, что символизирует появление на свет, на втором птицы атакуют тень и разрывают её на куски, олицетворяя собой жестокость, а третья часть инсталляции показывает, как у человека «вырастают» крылья — так Крис Милк, автор инсталляции, изобразил смерть. По словам художника, его «Предательство» рассказывает людям историю рождения, смерти и преображения с помощью их собственных теней.

Философский камень найден!

www.msu.edu

Превращением различных металлов в золото алхимики бредили ещё сотни лет назад, однако ни одному из них так и не удалось воплотить эту идею в жизнь. Ближе других к получению золота практически «из ничего» подошли Адам Браун и Казем Кашефи, двое сотрудников Университета штата Мичиган — они разработали технологию выделения драгоценного металла из тетрахлороаурата (III) водорода, который также известен, как золотохлористоводородная кислота.

Большая часть золота, существующего на нашей планете, миллионами лет формировалась под воздействием давления и высоких температур, однако есть и более быстрые способы производства этого металла. В ходе своих исследований Браун и Кашефи обнаружили, что бактерии вида Cupriavidus metallidurans способны размножаться и расти в концентрированном растворе хлорида золота — жидком токсичном соединении, которое часто встречается в природе. Образующиеся при этом отходы жизнедеятельности бактерий — ни что иное, как твёрдое 24-каратное золото! Таким образом, Cupriavidus metallidurans можно считать своеобразным «философским камнем», над поиском которого учёные бились не один век. Создав специальный биореактор с этими бактериями, исследователи через некоторое время получили первые самородки золота высочайшей пробы.

www.msu.edu

Свой биореактор учёные использовали при создании инсталляции под названием «Великая работа любителя металла». Браун и Кашефи предлагают всем желающим полюбоваться алхимическим процессом производства золота в режиме реального времени.

«Пляжные звери» Тео Янсена

Тео Янсен / www.artfutura.org

Человечество давно научилось использовать ветер в своих целях — например, ветряные электростанции, которых с каждым годом в мире появляется всё больше, позволяют вырабатывать дешёвую электроэнергию, при этом они просты в обслуживании, а неполадки в их работе гораздо безопаснее для окружающей среды, чем скажем, аварии на АЭС.

www.thisiscolossal.com

Для голландца Тео Янсена ветер служит источником вдохновения при создании необычных кинетических скульптур, которые он сам называет «Strandbeest» (в пер. с гол. — «Пляжные звери»). Его творения способны передвигаться без участия человека, используя лишь силу ветра. Для создания своих произведений инженерно-скульптурного искусства Тео использует дешёвые материалы, которые можно найти в любом мусорном баке.

В основе созданных Янсеном «Зверей» — сложные конструкции из пластиковых труб, бутылок и своеобразных парусов. Когда ветер надувает паруса, они приводят в движение специальные насосы, заполняющие бутылки сжатым воздухом. Переполняясь, бутылки стравливают излишки воздуха, заставляя всю скульптуру двигаться — при этом создаётся впечатление, что «Пляжный зверь» оживает.

Новости раздела

  • В Музее-усадьбе А.Н. Толстого открылась выставка «Жизненный цикл фотоальбома: все как у людей»

    11 июля 2022 10:54

  • На площади Славы в Самаре открылась фотовыставка ко Дню семьи, любви и верности

    07 июля 2022 15:22

  • В Художественном музее состоялась презентация каталога «Грани ХХ века»

    07 июля 2022 11:32

  • СХР представит в Самаре авангардные работы профессиональных художников

    05 июля 2022 18:54

  • ТОАЗ поддержал организацию выставки к юбилею города Тольятти

    01 июля 2022 15:12

  • Клаус Рудольф: «Там, куда ты смотришь»

    20 июня 2022 19:32

  • В зале Союза художников России откроется выставка Галины Суздальцевой

    14 июня 2022 16:34

  • Галерея «Виктория» завершит сезон выставкой Make It Till You Fake It

    26 мая 2022 17:46

  • В галерее «Виктория» откроется выставка Олега Хмелева

    26 мая 2022 17:36

  • Куда пойти на Ночь Музеев: пять главных локаций

    19 мая 2022 14:22

  • Летняя школа арт-журналистики пройдет в галерее «Виктория»

    18 мая 2022 14:24

  • В галерее «Виктория» откроется выставка об инструкции в искусстве или искусстве инструкции

    18 мая 2022 14:18

  • «Виктория» устраивает весенний аукцион молодого искусства

    18 мая 2022 14:10

  • Галерея «Виктория» представила программу «Ночи музеев»

    18 мая 2022 13:57

  • Союз художников России представит в Самаре выставку «Перекрестки»

    18 мая 2022 13:43

  • МТС оцифровала главную экспозицию старейшего музея Самары

    17 мая 2022 07:30

  • Художественный музей представил программу на «Ночь музеев»-2022

    12 мая 2022 15:41

  • Третьяковка в Самаре представила программу «Ночи музеев»

    12 мая 2022 13:24

  • Музей Эльдара Рязанова проведет интерактивное занятие для детей «Сказка сказок»

    04 мая 2022 17:34

  • В музее Эльдара Рязанова расскажут о жизни и творчестве Дмитрия Шостаковича

    04 мая 2022 17:14

  • «Окольцованные Самарской Лукой»: Художественный музей празднует 125-летие коллекции

    27 апреля 2022 18:46

  • В выставочном зале Союза художников России откроется выставка «Цветущая земля»

    26 апреля 2022 14:49

  • Открытие Private Banking представляет выставку работ Егора Острова

    26 апреля 2022 11:56

  • В музее имени П.В.Алабина прошла презентация книги «Возвращение к истокам…»

    15 апреля 2022 20:09

  • Союз Художников России представит в Самаре молодежную выставку «Начало»

    13 апреля 2022 13:44

  • 14 апреля в Художественном музее откроется выставка частной коллекции Лотиных

    13 апреля 2022 12:14

  • 19 апреля в Музее модерна откроется выставка Елены Поленовой и Марии Якунчиковой

    12 апреля 2022 17:31

  • Для музея Алабина в Самаре ищут новое здание

    12 апреля 2022 12:00

  • «Ростелеком» передал исторические раритеты Музею модерна в Самаре

    07 апреля 2022 15:17

  • 8 апреля в Художественном музее откроется выставка пейзажиста Юрия Скачкова

    06 апреля 2022 12:22

  • В Музее актуального реализма открылась выставка Константина Батынкова

    01 апреля 2022 13:05

  • В Самаре открылась цифровая выставка фотографий, посвященная Дню работников культуры и Дню театра

    28 марта 2022 18:02

Все новости

Бумажные скульптуры Ли Хунбо

Ли Хунбо / www.ria.ru

ч

Как известно, скульпторы предпочитают работать с материалами, которые хорошо держат форму, например, с камнем, металлом или глиной. Китаец Ли Хунбо решил пойти своим путём — он создаёт скульптуры из… бумаги. На первый взгляд творения Хунбо практически не отличаются от глиняных или каменных изваяний, однако у них есть уникальное свойство, которым не могут похвастаться обычные статуи — эластичность. Скульптуры Хунбо можно гнуть, растягивать и скручивать как угодно — они всегда восстанавливают свою форму.

https://youtube.com/watch?v=yycrty8oOPA

Удивительная эластичность достигается за счёт особой технологии изготовления скульптур — они состоят из тысяч листов бумаги, соединённых между собой клейким веществом. Хунбо создал несколько десятков изваяний, в числе которых — бюст античной богини Афины и копия головы знаменитого «Давида» Микеланджело. Некоторые работы китайского скульптора можно увидеть в нью-йоркской «Klein Sun Gallery».

Общежитие студентовТекстильногоинститута.Машина для жилья

Годы строительства1929–1930

АрхитекторИван Николаев

Идея архитекторапостроить студенческое общежитие-коммуну по принципам нового быта, с минимумом затрат на строительство.

В 1929 году в стране начинают активно разрабатывать проекты студенческих городков, а также общежитий по принципу домов-коммун — в вопросе реформирования общества на молодёжь возлагались большие надежды. Одно из крупнейших на тот момент госпредприятий «Текстильстрой» поручает архитектору Ивану Николаеву построить общежитие для двух тысяч студентов-текстильщиков. Позднее его проект войдёт в историю как один из самых смелых и радикальных экспериментов в архитектуре ХХ века.

АрхитекторИван Николаев

По задумке, общежитие должно было стать «машиной для жилья», в которой студенты, словно шестерёнки одного механизма, будут жить по строго регламентированному сценарию и всё делать вместе.

Николаев предложил разнести все бытовые процессы по разным частям здания. Так, огромный восьмиэтажный жилой корпус предназначался только для сна — учащимся было запрещено находиться в нём в дневное время. Там располагалось 1000 спальных кабин — малогабаритных и монофункциональных помещений.

Каждая такая кабина по площади не превышала 6 квадратных метров и предназначалась для двух студентов. Николаев считал, что человеку в замкнутом пространстве не столько важна кубатура помещения, сколько количество свежего воздуха в нём, поэтому он спроектировал специальные вентиляционные камеры для многократной смены воздуха.

Инновационный тип жилья был нацелен на то, чтобы студенты полностью отучились от своих прежних бытовых привычек. Предполагалось, что в коммуне студенту не нужны личные вещи — всё необходимое он может получать от коммунальных служб. Собственность учащихся ограничивалась учебниками, карманными предметами и одеждой. Притом даже ночные пижамы — иначе говоря, «прозодежда для сна» — считались собственностью коммуны.

Санитарный корпус соединял жилой блок с учебным. В нём находились души, туалеты и шкафчики — единственное место в коммуне, где студенты могли хранить свои вещи. В учебном блоке — так называемом корпусе дневного пребывания — располагались классы для занятий, спортзал, библиотека, столовая, комнаты для общения, клуб, а также кабины для индивидуальных занятий. Широкие коридоры и общий балкон отводились под утреннюю зарядку. В статье для «Красного студенчества» архитектор Иван Николаев расписал день студента в коммуне практически поминутно.

Распорядок дня по плану архитектора Ивана Николаева

  • Пробуждение
  • Гимнастическая зарядка в зале или на воздухе
  • Завтрак в столовой
  • Занятия в вузе, общей комнате для учебы или отдельной кабине для занятий
  • Вечерний досуг на выбор: слушание радио, музыки, игры, танцы и другие разносторонние способы самодеятельности
  • Переодевание в гардеробной в ночной костюм
  • Гигиенические процедуры
  • Сон в ночной кабине

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе выделялся не только организацией быта, но и внешними архитектурными особенностями. В этом проекте Иван Николаев воплотил принципы французского архитектора, пионера функционализма Ле Корбюзье, которые тот сформулировал в статье «Пять отправных точек современной архитектуры»: свободные планировка и фасад, ленточное остекление, плоская крыша-терраса, а также ножки-опоры, которые приподнимали здание над землёй, освобождая пространство под зданием.

Другим новаторским решением стали шедовые окна зубчатого силуэта. Такие окна рассеивали верхний свет и не давали теней, что могло пригодиться, например, в ходе занятий черчением. Раньше они применялись исключительно на промышленных объектах.

ч

Общежитие Текстильного института получило славу самой радикальной коммуны в СССР: жизнь студентов была регламентирована буквально поминутно. Именно чрезмерная строгость в конечном счете и погубила этот «конвейер для жизни».

Погребальные грибницы Чжэ Рим Ли

Чжэ Рим Ли / www.ted.com

Многие полагают, что после смерти человека его тело становится отличным «строительным материалом» для образования почвы. К сожалению, это не совсем так — разлагаясь, труп «обогащает» почву различными токсичными веществами, накопленными организмом при жизни, так что закапывание тел в землю — не самая лучшая погребальная традиция с точки зрения экологов. Художница Чжэ Рим Ли нашла неожиданное решение этой проблемы — в рамках своего «Infinity Burial Project» она разработала специальный погребальный костюм, ускоряющий разложение тела и заметно снижающий количество токсинов, попадающих в почву.

Экспериментальный прототип своеобразного саванна, который Ли в шутку называет «пижамой ниндзя», покрыт грибными спорами — по сути, это огромная грибница, опутывающая костюм сверху донизу. Чтобы «активировать» одежду, необходимо нанести на поверхность тела специальный «крем», состоящий из растёртых высушенных грибных спор и минеральных веществ. Художница уверяет, что после захоронения покойника в изобретённом ею костюме грибы начинают расти и быстро разлагают труп.

Своим ноу-хау Ли хочет не только улучшить экологическую обстановку на планете, но и напомнить всем, что смерть — это только начало воздействия человека на окружающую среду.

Лунный дом Микаэля Генберга

Микаэль Генберг / www.vastmanlandsteater.se

Суть арт-проекта шведа Микаэля Генберга заключается в том, чтобы отправить на спутник Земли красный дом, выстроенный в традиционном шведском стиле — по мнению художника, это должно «вдохнуть жизнь» в пустынный лунный пейзаж. На необычный проект его вдохновила Шведская космическая корпорация (Swedish Space Corporation — SSC) — Генберг загорелся идеей после того, как услышал, что SSC собирается отправить на лунную орбиту собственный спутник.

www.tytuurzadzisz.pl

Приблизительная стоимость транспортировки дома на Луну — около $15 млн, которые художник надеется собрать с помощью благотворительных пожертвований со всего мира. Микаэль уверяет, что его проект станет первой в истории космической миссией, профинансированной обычными людьми, а не правительствами разных стран, причём имена тех, кто пожертвует $50 и больше, предполагается выгравировать внутри «Лунного дома». «Почему планируется отправить именно шведский дом?» — спросите вы. Дело в том, что одним из организаторов проекта выступает «Falu Rodfarg» — производитель так называемой фалунской красной краски, которой в Швеции традиционно окрашивают деревянные дома.

Роботворчество

www.flickr.com

Когда речь заходит об искусстве, всегда имеется ввиду нечто, созданное человеком, ведь согласно нашим представлениям, творчество присуще только представителям вида homo sapiens. Группа исследователей из Атланты задались целью опровергнуть утверждение об исключительности права человечества на создание объектов искусства и разработали «» — киборга, способного творить. Его имя является аббревиатурой выражения «Multi-Electrode Array Art», что можно перевести, как «Мультиэлектродный Художественный Массив».

«MEART» состоит из «тела» и управляющего им «мозга», удалённых друг от друга. «Голова» системы находится в Атланте и включает в себя несколько тысяч нервных клеток, взятых у подопытных крыс. «Тело» киборга расположено на другом конце планеты, в австралийском городе Перт, оно представляет собой манипуляторы, с которыми «мозг» взаимодействует через сеть интернет в режиме реального времени. Художник-киборг проявляет свои творческие способности, рисуя на бумаге и контролируя этот процесс с помощью «глаз», то есть видеокамеры. Работам «MEART», конечно, далеко до «Джоконды» да Винчи, однако впечатляет тот факт, что всё это создано нечеловеческим разумом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Свобода фантазии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: