Роль ДПИ
Народное декоративно-прикладное искусство относится к способам трансляции духовного опыта сквозь поколения.
Главные ценности культуры всегда находили отражение в окружающих предметах. Декор отражал, как модные тенденции, так и важные основы общественной жизни. Старинные кресты и иконы указывают на религиозную жизн, традиционная одежда подчеркивает национальную идентичность народа.
По тем идеям, которые мастера старались передать в своих изделиях, можно делать выводы о культуре прошедших времен. Также удобно изучать историю и традиции, обращаясь к наглядным предметам быта прошлых лет. Эффект от прикосновения к ним больше, чем от разглядывания картинок в учебнике.
Роль современного ДПИ в обществе весьма важна. Оно выполняет следующие функции;
познавательная (получение теоретических и практических знаний о новой деятельности);
эстетическая (формирование художественного вкуса);
образовательно-просветительская (изучение истории на примере предметов ДПИ);
обрядовая (прежде всего относится к религиозным предметам);
патриотическая (приобщение к национальной культуре за счет ознакомления с ее формами);
утилитарная (несмотря на важность эстетики, продукт ДПИ имеет практическое, полезное применение).
Понимание предметов коллекционирования
Как упоминалось выше, коллекционные предметы – это предметы, которые обычно приносят больше денег, чем они изначально стоили. Многие предметы коллекционирования могут быть дорогими, если они редкие. Состояние предмета коллекционирования также во многом зависит от его цены. Наличие коллекционного предмета в первозданном состоянии означает, что его цена определенно может вырасти. Но если предмет со временем испортился, скорее всего, он не будет стоить много – если вообще будет стоить.
Коллекционирование не так распространено и не так выгодно, как думают маркетологи. Если продукт все еще находится в производстве, компания в конечном итоге видит рыночный сигнал и производит больше для обеспечения рынка. Средство сбережения, которое делает предмет коллекционирования, обычно не используется в течение многих лет, а для подавляющего большинства предметов оно вообще не применяется. Поскольку количество определенного продукта сокращается из-за истощения после завершения его производства, некоторые предметы становятся коллекционируемыми из-за их относительной редкости.
Термин «предмет коллекционирования» иногда применяется к новым предметам, которые были произведены серийно и в настоящее время выставлены на продажу. Это маркетинговый трюк, используемый для разжигания потребительского спроса. Предметы, выставленные на продажу в настоящее время, могут столкнуться с проблемами поставки, которые приводят к увеличению цены, запрашиваемой торговыми посредниками, но это явление отличается от того, что определяет ценность настоящих предметов коллекционирования.
Классификация дагестанских ковров
Техники исполнения дагестанских ковров ручного производства разделили их на три вида: войлочные, без ворса и ковровые изделия с ворсовой поверхностью.
- В отдельных районах Дагестана войлочный ковер – обязательный атрибут приданного невесты. Рисунок представляет собой череду орнаментов в виде фигур, напоминающих геометрические. Изготовляют войлок по старинной технологии. Ранее заготовленная шерсть обрабатывается горячей водой, размещается на циновке и вместе с ней скручивается ручным способом. Операция повторяется до достижения нужного результата – уменьшения толщины в восемь и более раз. Применяется метод горячего нанесения цвета на заготовку. Впоследствии по трафарету врезают разные цвета войлочной плоскости друг в друга, тщательно сшивают. Так на конечном этапе получается два ковра с обратным конечным видом цвета.
Фрагмент изделия
Войлочное изделие
Различное исполнение изделий
- Один из самых распространенных безворсовых ковров называют «сумах». Изготавливается он и в отдельных районах Азербайджана. Такие изделия представляют художественную ценность. Используются они для покрытия поверхности пола. Благодаря плотности плетения практически не вбирают в себя пыль и мелкие частицы мусора, успешно отсекают холод от поверхности земляного или другого необогреваемого основания. Одновременно такой ковер мягок и пружинист. До сегодняшнего дня в дагестанских семьях он считается обязательным атрибутом. В древние времена один ковер сумах стоил доброго коня или кормилицы – коровы. Изображение, наносимые на поверхность, представляют собой геометрические фигуры (ромбы, квадраты, треугольники, полосы).
Безворсовое изделие
Орнаменты ковров
Многообразие изделий
К безворсовым изделиям относят дагестанские ковры типа килима, сумахи или циновок. Первые представляют собой паласы, плетение которых осуществлено полосами разных цветов. Из сырья используют хлопок, шерстяную и переработанную конопляную основу. Вторые отличают – нанесение рисунков более сложных, чем на килимах, геометрически правильных орнаментов контрастного цвета. Подобное построение изображений используют на носимых сумках. Циновки изготовляли для использования в роли отдельных изделий или чтобы прокладывать по основные ковровые прорытия. В качестве основания при изготовлении применяют грубую без нанесения цвета шерсть или хлопковую нить, при этом наносят рисунок вплетением окрашенной шерстяной пряжи. Золотые цвета фона изделия наполняют темно-синими рисунками с красным обрамлением.
Килим
Яркие краски
Табасарские ковры
Что побуждает людей к коллекционированию?
Причина первая — воспоминания
Зачастую люди начинают собирать коллекции из тех предметов, которые напоминают им о чем-то приятном, хорошем, об их молодости, детстве. Ностальгию, как одну из самых весомых причин, побуждающих людей к коллекционированию, отмечают и психологи.
Пересмотры таких коллекций дарят их владельцам положительные эмоции от воспоминаний, улучшают настроение и даже придают некий оптимизм по отношению к будущему, по мнению тех же психологов. Коллекции же такие, впрочем, могут иметь весьма субъективную ценность и даже быть непонятыми другими людьми.
Причина вторая — познавательная
Коллекционирование в некотором роде является познавательным времяпрепровождением. Поиски новых предметов для коллекции зачастую сопряжены с изучением различной информации, поиском всевозможных данных и фактов. Можно даже сказать, что коллекционирование является одним из способов приобщения к культуре и своеобразным способом познания мира.
Причина третья — азарт
Коллекционирование вполне может быть очень даже азартным хобби и по степени куража, адреналина, риска (и денежного, кстати, тоже) не уступать тем же азартным играм. Ведь, попадая в среду коллекционеров со схожими коллекциями, человек может войти в азарт, стремясь заполучить больше предметов в свою коллекцию, нежели другие, «выхватить из-под носа» у другого коллекционера необходимый и ему предмет для своей коллекции (причем на это они могут потратить немало сил и денег).
Причина четвертая — быть как все
Сопричастность к определенному кругу людей (которые занимаются коллекционированием в целом либо чего-то определенного) делает человека счастливее, увереннее в себе. Кроме того, такие общие интересы дают человеку новые знакомства, возможность общения, приятного времяпрепровождения. Ведь коллекционеры и устраивают клубы по интересам, и организовывают совместные/личные выставки, и даже помогают друг другу пополнять свои коллекции, обмениваются вещами.
Причина пятая — быть не как все
Коллекционирование также может быть одним из способов самовыражения, самоидентификации. Ведь по коллекции человека можно много узнать о его внутреннем мире, о его предпочтениях, его вкусе и даже о его мировоззрении. Потому с помощью оригинальной коллекции или неординарных предметов коллекции человек может стремиться выделиться среди других, что, впрочем, также имеет свои психологические первопричины.
Причина шестая — тщеславие
Также коллекционирование может некоторым образом удовлетворять потребность человека в признании, уважении, делать его в глазах других людей более эрудированным, интеллектуальным, незаурядным, «глубоким». Кроме того, коллекции могут выступать и в качестве показателя статуса, маркера определенного социального положения или принадлежности (реальной или показной) к финансовой или интеллектуальной элите.
Впрочем, какими бы ни были видимые, поверхностные причины и мотивы, которые побуждают человека заниматься коллекционированием, у каждого коллекционера есть свои личные психологические первопричины для такого своеобразного и многоликого хобби, о которых речь пойдет в следующей статье.
Что такое арт-объект?
Итак, подготовив материал для статьи, на этот вопрос сложно ответить одним словом
Дизайнеры определяют арт-объект как уникальную деталь интерьера с интересным внешним видом, которая акцентирует на себе внимание и несёт художественную ценность. Специалист ЧПУ станка ответит, что это нечто эфемерное, что надо обдумать и можно создать только на его «умном» станке, философ вам скажет, что это любое рукотворное изделие, созданное человеком, которое принесёт людям эстетическое наслаждение
Мы согласимся, что арт-объектом в зависимости от интерьера может стать самобытная люстра, оригинальный журнальный столик, торшер или настенная картина. Кроме того, один из способов украсить интерьер арт-объектом – воспользоваться техникой hand-made – изготовить его своими руками, либо приобрести вещь ручной работы, подходящую по стилю вашему интерьеру.
Как видно, арт-объектами могут быть как произведения искусства, так и обычные элементы интерьера, имеющие уникальный и интересный внешний вид.
Рекомендации по выбору ковров ручной работы
Кроме внешних характеристик ковра, немаловажным является материал, из которого он создан. Необходимо внимательно изучить состав и оценить качество используемый материалов.
Важным окажется даже шерсть какого животного использована, от этого будет зависеть мягкость и эластичность модели. Самые мягкие – из овечьей шерсти, а из верблюжьей – отличаются длительным сроком службы.
В процессе выбора рекомендуется лично убедиться в качестве изделия. Наступив на него, не должно оставаться видимого следа от ноги.
Магазин, реализующий дизайнерские дорогостоящие изделия предложит покупателю ознакомиться с сертификатом качества изделия. Эксклюзивные дорогие ковры характеризует и невозможность надлома – при скручивании они не должны терять внешний вид.
Подлинность использования натуральной шелковой нити можно проверить
Если осторожно отделить кусочек нити и поджечь её. Запах паленых волос свидетельствует о высоком качестве изделия
Предметы искусства в интерьере: выберите главное
Сперва подумайте, какой цели вы хотите добиться: чтобы произведения искусства поддерживали общую идею интерьера или чтобы интерьер строился вокруг произведений искусства? Оба подхода имеют право на существование. В первом случае картины или панно могут быть с простым изображением, а их ценность с точки зрения мира искусства может быть не очень высокой; главное, что они станут именно тем объектом, который будет радовать вас и сделает ваш интерьер интереснее. Если же вы настоящий ценитель и можете назвать себя коллекционером или у вас уже есть предметы искусства, которые вы обязательно хотите видеть в своих комнатах, вам, скорее, ближе второй подход.
История создания ковров
Ковроделие в Дагестане имеет глубокие исторические корни, и считается одним из ведущих художественных ремесленных искусств. Без преувеличения можно утверждать, что преобладающие большинство женщин республики, между работами, связанными с выращиванием плодоносящих растений, занимаются ручным рукоделием и ткачеством уникальных изделий.
Неправильно считать, что в начале своей истории ковры создавались как атрибут роскоши. На самом деле исторически сложилось, что народы восточных регионов вели кочевнический образ жизни. Вот главные особенности, сопровождающие такой стиль жизни:
- небольшой объем возимых с собой вещей для обустройства временных жилищ и зимников, который помещался на несколько лошадей или повозку;
- перемены горной погоды, неожиданная смена ветра, спонтанное возникновение дождевых фронтов – все это обуславливало жизненную необходимость быстрого обустройства жилища;
- перепады климата (холод, жара) требовали надежного сохранения тепла в жилище, а ковры прекрасно справлялись с этими задачами.
Традиционный рисунок
Точно установлено, что первые ковры сильно отличались от современных образцов. Связано это с тем, что пришествием времени, помимо перечисленных функций, люди стали использовать дагестанские ковры как предмет роскоши. К ним начали относить изделия с особыми изобразительными элементами и высшими качественными характеристиками. Люди, облаченные властными полномочиями, окружали себя именно такими изделиями.
История утверждает, что прочность и качество ковра, который изготовлен дагестанскими мастерами проверялось в три этапа:
- на первом по новому ковру пускали табун лошадей, зачастую неоднократно;
- на втором изделие выставляли под палящие горное солнце и держали на воздухе несколько дней;
- на последнем этапе опускали в воды горной реки и ждали 3-4 часа.
Если ковровый покров выдерживал испытания достойно, не менял цвет и форму, то работы такого мастера ковроделия оценивались, в высшей степени положительно и стоили очень дорого. Остается только сожалеть, что в наше время такие зрелищные и беспощадные испытания ковровые изделия не проходят.
Соотнесите размер
Прежде чем выбирать произведения искусства, оцените площадь помещений. Если разместить слишком много предметов на небольшой площади, есть риск превратить квартиру в музей, а не украсить ее. Это не значит, что в небольшой комнате нельзя использовать масштабное искусство; главное — знать меру: одна крупная картина может стать композиционным и идейным центром помещения, задать цветовую гамму всему интерьеру. Например, в этой московской квартире дизайнеры взяли за основу краски картин Ван Гога.
Если в вашей коллекции много произведений искусства небольшого размера, постарайтесь собрать их в одном месте: картинами и гравюрами можно оформить специально выделенную стену от пола до потолка, а небольшие скульптурные формы демонстрировать с помощью шкафа-витрины.
Разновидности безворсовых ковров
Такие изделия можно разделить на несколько подвидов:
- Килим отличается наличием различного орнамента. Получают его переплетением нескольких нитей между собой. Отличаются красивым внешним видом и качественным плетением.
- Палас представляет собой однотонный ковер. Некоторые модели могут выполняться в виде полос, но это встречается достаточно редко. Такая продукция относится к самым дешевым изделиям, которые изготавливаются ручным способом.
- Сумах отличается красиво оформленным дизайном, который предполагает наличие разнообразных орнаментов. Формируются такие рисунки помощью нитей разного цвета, располагаемых в нужных местах на основе ковра.
Следует отметить, что ковры ручной работы обладают определенными преимуществами перед продукцией другого типа:
- изделия отличаются высоким качеством;
- использование натуральных материалов делает ковры безопасными для человека;
- наличие множества расцветок и дизайна.
При выборе этого продукта следует в первую очередь учитывать его качество, а затем ориентироваться на цену. Ручные ковры это уникальные и качественные изделия, которые дополнять интерьер практически любого дома, привнеся в него уют и тепло.
Ассортимент ковров огромен, чтобы не прогадать с покупкой, разумной изучить существующие виды ковров. Ковры по-прежнему являются ключевой частью дизайна многих помещений. С помощью этого напольного покрытия можно получить красивый пол, подчеркивающий индивидуальность.
Покупатель озадачен выбором материала, цвета и формы ковра
Немаловажно учитывать способ изготовления. От этих характеристик будет зависеть долговечность коврового изделия, могут отличаться требования по уходу
Именно поэтому разумно изучить существующие виды ковров, чтобы не прогадать с покупкой.
Как правило, современное напольное покрытие должно решать следующие задачи: эстетика и мода, тепло и комфорт, экология и здоровье, звукоизоляция, безопасность, износостойкость, простота ухода. Да, ковры перестали быть необходимостью, но за счет высокой прочности и долговечности, разнообразию цветовой гаммы (узоров, рисунков), наличием практически любых размеров, а также различной высоты ворса и плотности волокон – ковры со всем этим отлично справляются.
Материалы
Изделия ручной работы отличаются 100% натуральным составом. Ковры создаются из материалов природного происхождения, чаще всего мастера отдают предпочтение шерсти, шелку, войлоку и бамбуковым волокнам.
Шерстяные
Самые теплые и мягкие ковры создаются из овечьей, козьей или верблюжьей шерсти. Шерстяные ковры ручной работы отличаются плотностью и хорошим качеством. Срок службы при правильном уходе не ограничен.
Хлопковые
Облегченные варианты для создания летнего интерьера создаются из хлопка. Ковры могут иметь в своем составе только 100% хлопка или дополнительные материалы также натурального происхождения.
Шелковые
Модели из шелка относятся к категории дизайнерских изделий. Тонкие и элегантные ковры из шелка имеют высокую прочность и являются гипоаллергенными. Красиво переливаются на солнечном свете, отличаются гладкостью и лоском. Вместе с тем, требуют особого ухода.
Войлочные
Войлочные ковры являются отличным изоляционным материалом, который не пропускает воду. Такие ковры раньше защищали жилище от нежелательной влаги, а также заменяли одеяло. Создание таких моделей очень трудоемкий процесс. Известно две основные техники: мозаичная и вяленая.
Бамбуковые
Текстура ковра из бамбукового волокна напоминает шелковое изделие и считаются их бюджетными аналогами. Вместе с тем, бамбуковые ковры по прочности и износостойкости имеют более высокие показатели и способны прослужить до 50 лет при правильном уходе. Бамбуковые ковры, как и шелковые, категорически не переносят влагу.
Для создания современных интерьеров дизайнеры отдают предпочтение шелковым и бамбуковым изделиям. Модели отличаются безупречным внешним видом, приятной текстурой
Дизайнерский ковер ручной работы. Состав ворса: шерсть с бамбуковым волокном
Скульптура в интерьере
«Очень часто маленькие предметы искусства, появившись в интерьере в единичных экземплярах, впоследствии становятся объектом коллекционирования»
Желание украшать жилище было у людей всегда. В давние времена элементами декора служили фигурки, вырезанные из костей, коряг или камня. Что-то из них являлось просто игрушкой, что-то считалось оберегом, защитой дома. Время текло, а скульптура не покидала людские дома. Она просто преобразовывалась. Менялись материалы и техника изготовления. Крестьянские дома наполнили глиняные петушки, собачки, человечки. В резиденциях аристократов за порядком наблюдали античные статуи и мраморные львы. Такие типовые скульптуры прекрасно вписывались в этнику, так и в классику. Однако современное искусство предложило в интерьеры новые, не менее достойные образцы скульптуры, удовлетворяющие требованиям модерна, минимализма, хай-тека. Остается только правильно подобрать вариант.
Арт объекты в современном интерьере
Нужно помнить, что скульптура, установленная в помещении, выполняет исключительно декоративные функции. О практическом использовании ее и речи не может быть. С ее помощью не закрыть дыру на стене, не откорректировать пространство, хотя бывали случаи, когда античные статуи превращали в обычные вешалки, чем только подтверждали то негласное утверждение, что этот предмет обстановки способен раскрыть все тайны внутреннего мира хозяев, подчеркнув наличие или, напротив, отсутствие вкуса и индивидуальности.
Современная скульптура в интерьере
Искусство скульптуры в интерьер не несется наобум. Чтобы приобрести действительно декоративную вещицу по своему вкусу, устройте себе мини-тест. Он поможет вам определиться, что именно искать. Для начала определитесь, какой тип скульптуры вам больше импонирует: круглая или рельефная. К первым относят:
1. Бюсты.
2. Статуи.
3. Скульптурные группы.
Круглый тип скульптуры в интерьере
Вторые представлены горельефом и барельефом. Далее нужно определиться с жанром. Вы можете остановиться на изображении исторических сцен, каких-то сюжетов из мифологии, фигурах богов Олимпа или выбрать портретное направление. А может, вас заинтересуют символические изображения, вроде семи слонов, трех обезьянок, змеи, кусающей свой хвост.
Рельефный тип скульптуры
Третьим вопросом теста станет материал изготовления. Современные статуи делаются из:
1. Керамики.
2. Гипса.
3. Фарфора.
4. Камня.
5. Дерева.
6. Хрусталя.
7. Металла.
8. Слоновой кости.
9. Бумаги.
Перечень материалов говорит и о способах изготовления статуй. Видно, что их получают литьем, лепкой, ковкой, чеканкой, высеканием.
Скульптура из металла
Какого размера будет ваша статуэтка, зависит от того, куда вы ее планируете поместить. Большие статуи устанавливают на постаментах. Средние чудесно смотрятся на каминных полках и стеллажах. Миниатюрные предметы потребуют полок с подсветкой, хотя при желании их можно разместить на комоде, журнальном столике или консоли. Очень часто маленькие предметы искусства, появившись в интерьере в единичных экземплярах, впоследствии становятся объектом коллекционирования.
Коллекция скульптуры на каминной полке
Какого бы размера вы не выбрали бы скульптуру, для ее расположения понадобится свободное пространство, эффективное освещение и правильный задний план
Особенно важно свободное пространство для мелких фигур, потому что им очень просто затеряться на фоне других вещей
Для мелких фигур необходимо эффективное освещение
Где и что поставить?
Крупные статуи устанавливаются только в больших комнатах и холлах. Не стоит превращать интерьер в музейный. Вполне достаточно украсить его несколькими средними или одной большой статуей.
Крупные статуи органично будут смотреться в помещении с большой площадью
В спальне статуэтки средних размеров часто ставят в изножье кровати, мелкие же помещают на прикроватные тумбы.
Небольшие фигурки можно разместить на прикроватной тумбочке
В детскую не рекомендуется приобретать хрупкие, металлические или дорогие фигуры, потому что они потенциально опасны для малыша.
В кабинете место скульптуры на рабочем столе или специальной полке
Важно выбрать нечто солидное, согласитесь, гипсовым хрюшкам здесь совсем не место
Скульптура в рабочем кабинете должна выглядеть солидно
Создайте подходящий фон
Все произведения искусства воспринимаются вместе с фоном — он может как подчеркнуть искусство, так и отвлечь от него внимание или даже исказить его цвет и размер. Наилучшим фоном будут однотонные обои или покраска
Желательно, чтобы пол и в особенности потолок не контрастировали со стенами, иначе архитектура помещения будет отвлекать внимание от картины.
Идеальный цвет фона — белый. Он универсален и подойдет для любого произведения. В самых популярных выставочных пространствах в белый цвет окрашивают все плоскости, создавая так называемый «белый куб». Понятно, что в жилом интерьере это не рациональная мера. В качестве цвета фона можно использовать и темный серый, и черный, а также глубокие и не слишком яркие цвета. Если вы отталкиваетесь от заранее имеющегося предмета искусства, у вас есть преимущество: вы можете подобрать наиболее выгодный оттенок фона и даже использовать для него цвет, присутствующий в гамме картины.