Ешь, молись, плыви

История вопроса

О том, что на Пестовском, Химкинском и Клязьминском водохранилищах в Московской области появится сеть плавучих поселков и отелей, Канал имени Москвы сообщил в 2018 году. Уточнялось, что поселки будут включать 15–30 хаусботов, общая их площадь займет около 1 га водной поверхности и от 0,5 га земельного участка на берегу для парковки и прочей инфраструктуры. В июле 2019 года в Москве спустили на воду разработанный российскими и датскими инженерами хаусбот. Стоимость такого дома составляет 18–24 млн рублей.

Созданием домов займется российско-датская компания Houseboat. В марте 2019 года генеральный директор компании Екатерина Карсакова говорила агентству «Москва», что проект плавучего поселка на Химкинском водохранилище проходит финальную стадию согласования. Всего в ближайшие годы в акватории трех водохранилищ рассчитывают организовать пять подобных плавучих поселков.

Понтонные дома

Это весьма простые, устойчивые на воде и долговечные сооружения. Понтоны соединяют меж собой в платформу, служащую основанием для дома. Это практичный выбор, поскольку перечень проектов, доступных будущему собственнику «водного» жилья, достаточно велик.

Вид на Шринагар и дома на понтонах

Своими корнями история возникновения понтонных домов глубоко уходит в далёкое прошлое. Случалось, что значительная часть некоторых городов перебиралась с суши на воду не только из-за нехватки земли, но из-за простой человеческой надменности. Так, более сотни лет назад правитель индийского города Шринагар (Сринагар) ввёл запрет для англичан на покупку земли под строительство домов. Но сообразительные европейцы быстро нашли способ обжить своё излюбленное место и стали возводить дома прямо на поверхности живописного озера Дал. Именно тогда и было положено начало современного образа Шринагара – города, в котором множество домов, дворцов и храмов по сей день плавно качаются на волнах горного озера.

Возведение дома на воде

Понтоны

Если вы планируете стать обладателем качественного жилья, которое расположено на воде, тогда доверьтесь профессионалам, которые имеют большой опыт работы с подобными сооружениями. В худшем случае вы рискуете собственной безопасностью.

Строительные работы начинаются, как и везде с возведения основания будущего строения, которое называется понтон. Это не что иное, как платформа, которая очень сильно напоминает плот, при этом для его строительства могут использоваться самые разнообразные материалы такие как, например: дерево, сталь, пластик или железобетон. То какой именно понтон необходим для вашего дома, напрямую зависит от того, из какого материала будет возведено основное строение.

Отделка дома

Чаще всего для домов на воде используются такие широко распространенные материалы как дерево, при этом современные технологии производства качественных материалов позволяют использовать для строительства оцинкованные металлоконструкции. В качестве отделочных материалов для своего дома вы можете использовать практически любой, который вам по вкусу, будь то декоративный камень или столь распространенный сегодня сайдинг.

После того как вы окончите строительство и наконец-то с легкостью вздохнете, постарайтесь не слишком сильно расслабляться, так как теперь вам предстоит самое главное – это ни что иное как оформление его в собственность, а также получение массы дополнительных документов, которые позволят вам ввести строение в эксплуатацию.

Помогла ли вам статья?

ДаНе особо

Юридические особенности плавучего жилья

В законодательстве для таких строений предусмотрены определенные ограничения. Их длина не должна превышать 20 м, вес здания может составлять до 80 тн. Есть лимит для количества людей, проживающих в доме. Их не должно быть более 12. Габариты, вес, местоположение строения на воде относят его в категорию маломерного судна. Такой юридический статус предоставляет владельцам несколько существенных плюсов. Им не нужно:

  • заниматься оформлением, покупкой земельных участков
  • получать в администрации разрешение на строительство дома
  • регистрировать недвижимость в соответствующих органах
  • платить налог на жилую недвижимость.

Для дома на воде не нужно получать разрешение на строительство

Есть у этого жилья и минусы.

  • Прописка в них не оформляется.
  • Невозможно получить для такого строительства ипотечный кредит.
  • Зарегистрировать строение необходимо.
  • Поскольку это маломерное судно, процедуру проводит соответствующая государственная инспекция. Она выдает собственнику судовой билет. Он дает право перемещаться по акватории, не оказывая помех судоходству.

Хозяин такого дома имеет право украсить его российским флагом.

Преимущества дома на воде

Достаточно посмотреть фото домов на воде, чтобы по достоинству оценить плюсы такого местоположения. В теплый сезон, непосредственно на территории строения организуются:

  • рыбалка
  • солнечные ванны
  • купание
  • расслабляющий отдых среди красивых пейзажей

Дом на воде подарит отдых среди красивых пейзажей

Не остаются без развлечений и полезного отдыха жильцы дома и в зимнее время. Дом находится на территории естественного катка, можно заниматься подледной рыбалкой, совершать прогулки на лыжах. В постоянном жилье нередко оборудуются сауны, бани, есть возможность после парной окунуться в проруби. В любое время года дом является отличным местом проведения пикника на свежем воздухе.

В зимний период есть возможность после парной окунуться в проруби

Мобильное сооружение дает возможность при желании переезжать вместе с домом, не испытывая проблем с транспортировкой дома, вещей.

Куда девать «темные» воды?

По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области и яхтсмена Олега Дерезы, самоходные дома на воде добавили бы привлекательности донскому туризму, но при условии жесткого контроля за соблюдением норм и правил. Кроме того, необходима инфраструктура: заправки, причалы, специальные заборные устройства для слива «темных» вод.

«Приведу аналогию с дорогами, на которые все время жалуются россияне. Почему они разбиты? В частности, потому что транспорт едет перегруженным, хотя существуют четкие правила. Но они не работают, а вот если бы штрафные санкции были неизбежны, перегруз отсутствовал бы. Так и с плавучими домами. Нужен 100-процентный контроль, и мы не получим загрязнения водоемов. Другой вопрос – куда причалить хаусботу в наших донских водах? Водное путешествие в станицу Старочеркасскую само по себе замечательно, но там нет причала, имеется только старый дебаркадер, где возможна лишь «дикая» швартовка. Но 10 яхт там не встанут. Кроме того, проблема с заправками – их просто нет. Обычно добыча топлива выглядит так: катер или яхта причаливает у населенного пункта, берется канистра, и до ближайшей заправки члены экипажа добираются на такси. Отсутствуют и заборные устройства для слива «темных» вод, а раз их нет, все сбрасывается в воду», – комментирует нынешнее положение вещей Олег Дереза.

Жилые кварталы и деревни на воде

Так живут люди в плавучих деревнях на острове Танлесап (Камбоджи). | Фото: varlamov.ru.


Небольшое поселение на воде организовали в 40 км. от города Лелистад (Нидерланды). | Фото: archfacade.ru.


Проектом, получившего название «Drijf in Lelystad», занималась архитектурная фирма Attika Architects (Lelystad, Нидерланды). | Фото: sillybilly.livejournal.com.


В Амстердаме уже два десятилетия существует целый квартал из плавающих домов, расположенный в районе Ijburg. | Фото: auto.mail.ru.


Уже более 20 тыс. горожан проживает в необычном квартале на воде. | Фото: mirkrasiv.ru.


У этого района большое будущее, ведь территория Амстердама рискует быть затоплена в любой момент. | Фото: mirkrasiv.ru.

Какие бывают виды домов на воде

Если систематизировать все те конструкции, которые попадают под определение «дома на воде», то получится несколько типов плавсредств, пригодных для постоянного проживания:

Дом на понтоне

Баржи, переоборудованные под жилое пространство. Старые баржи вполне можно переоборудовать под жилое пространство, или даже заказать для этой цели новенькую баржу с завода

Подобный тип жилья уже хорошо зарекомендовал себя и в старом и в новом свете, но наши соотечественники пока еще осторожно относятся к таким перспективам. Поэтому на следующем фото: дом на барже в Стокгольме

Роскошный дом на барже в Стокгольме

Дом построенный на барже фото

ч

Дом на воде на барже, Стокгольм

Специализированные дома Хаусбот. Это название компании, основная специализация которой – строительство домов на воде. Эти дома – компромисс между частной яхтой и загородным домом, предназначенный для передвижения в пределах некоего внутреннего водоема. Это целых два этажа, полностью готовых к проживанию и способных передвигаться со скоростью около 20 км/ч.

Хаусбот дом на воде

Дебаркадеры – это дома на бетонных площадках, которые позволяют воплотить практически любые задумки архитектора. Это самый дорогой из перечисленных вариантов, дебаркадеры работают автономно с собственными коммуникациями, но при необходимости их можно подключать к городским коммуникациям по специальным разрешениям, как и делают граждане Франции.

Дебаркадеры дома на воде фото

Дом на воде на сваях. В некоторых регионах с затопленной и болотистой почвой местное население давно решило, как построить дом на воде – использовать для этого забитые в землю сваи, на которых и находится само строение.

Дом на озере на сваях

Жить на воде – достоинства и недостатки

Ну кто не мечтал в детстве построить плот и, как Том Сойер с Геккельбери Финном, спуститься по реке? А если это еще и сопровождается домашним уютом и городскими коммуникациями – то такое плавсредство становится действительно домом мечты. Помимо этого, в нашей стране города-миллионники не радуют жителей приятными ценами на земельные участки, скорее уж их стоимость находится за гранью добра и зла для рядовых сограждан. А вот дом на воде, если он оснащен двигателями, является по законам нашей страны всего лишь плавсредством. А водные ресурсы – принадлежат государству и при выполнении определенных норм вполне можно пользоваться этим безвозмездно. И чем не выход из ситуации, как сделать дом на воде, поместив его хоть в центре города, хоть на заброшенном пруде? Вам не придется платить за аренду или покупку земли, главное, чтобы водный дом имел судовой билет, подтверждающий ваше право на собственность.

Обратная сторона: недвижимость – это то, что стоит на земле, поэтому регистрация на ПМЖ невозможна. Но существуют и другие трудности. Прежде всего, это ремонт и обслуживание таких домов. Не менее важны и коммуникации – тут есть варианты от грубых и простых до вполне цивилизованных. Однако все вопросы решаемы, и если вы вдохновились открывшимися горизонтами, то стоит подробней рассмотреть, какие дома на воде существуют.

Строительство фундамента

С фундамента начинается постройка любого объекта. Но в постройке плавающего дома фундамент как таковой отсутствует. Так как можно построить дом на воде без фундамента? В данном случае его роль выполняет понтон, специальная платформа, напоминающая плот. Именно понтон возьмет на себя всю нагрузку, полученную от здания, поэтому к его прочности и надежности предъявляются особые требования. Понтон может быть выполнен в разных конструктивных вариантах из таких материалов: стали, дерева, железобетона, пластика. Пластиковые понтоны обычно используют для небольших строений, таких как беседки или причалы.

Коммуникационные и инженерные сети

Коммуникации в таком доме

Как только вы получите все необходимые разрешения на возведение своего будущего дома, и согласуете представленный вами проект, необходимо позаботиться еще об одном нюансе, прежде чем вы приступите к построению фундамента для плавучего дома. Стоит внимательно подумать над обеспечением его всей городской инфраструктурой, которая включает в себя:

  • постоянную подачу электричества,
  • канализационную систему,
  • водоснабжение,
  • отопление.

И тут наилучшим решением для вас как с точки зрения экономии, так и с точки зрения безопасности станут городские системы. При этом если ваше строение находится в том месте, где подключение к общественным коммуникациям просто невозможно, то подумайте над приобретением автономных систем, оборудование для которых сегодня представлено в широком ассортименте.

Наиболее сложной из всех вышеописанных коммуникационных систем является отопление, которое никак не сможет быть городским, а потому у вас остается всего два варианта:

  1. Установка отопительного котла, который может быть практически любым, и для него будет использоваться разнообразное топливо;
  2. Электрическое – при этом вы должны быть готовы к тому, что оно достаточно дорого обходится в использовании.

Коммуникации в плавучем доме

Независимо от типа жилого строения, его местоположения, необходимо обеспечить в нем достойные условия для проживания. Если плавучее строение находится в границах поселения, расположено у самого берега, есть возможность подключиться к централизованным магистралям канализации, водоснабжения. Комфорт в доме можно обеспечить и при отсутствии береговых систем.

На современном рынке представлено много оборудования для обустройства автономных коммуникаций. В доме могут располагаться:

  • резервуары с запасом питьевой воды
  • емкости с топливом
  • электрогенераторы
  • септики для сбора сточной воды

Бытовой комфорт можно обеспечить даже при отсутствии городских коммуникаций

Установка таких систем обеспечит должные условия для проживания. Запасов воды для бытовых нужд создавать не потребуется.

ч

В доме для постоянного проживания нужно оборудовать отопительные системы. Поддерживать комфортную температуру помогут печи-камины стальные или чугунные. Можно установить систему газовых, электрических конвекторов. Целесообразно оборудовать в таких зданиях «теплые полы» инфракрасные или электрические

Печь-камин поможет поддерживать комфортную температуру

Дебаркадеры

Их сооружают из бетонных компонент. На дебаркадер можно установить дом практически любой конструкции. Жилище этого типа может быть оснащено автономной системой канализации, вентиляции, водоснабжения либо подключаться к сетям на берегу. При необходимости дебаркадер перемещается по воде с одного места на другое. Считается, что такие сооружения весьма дорогостоящи.

Дебаркадер в качестве плавучего речного вокзала

Дебаркадеры получили широкое распространение ещё при советской власти. Тысячи людей, перемещавшихся по стране на речном транспорте, ежедневно становились гостями таких сооружений, поскольку большинство речных вокзалов были построены как раз таким способом.

Особенности оформления и эксплуатации плавучего жилья

По окончании строительства дома его требуется зарегистрировать в госинспекции маломерных судов. С выданного судового билета следует сделать копию у нотариуса, хранить ее дома. Регулярно нужно будет проходить техосмотры. Ежегодно выплачивается транспортный налог. Большинству хозяев плавучего дома приходится принимать нежданных визитеров в лице представителей администрации.

Пока такие строения являются редкостью, не в каждом регионе власти хорошо знают законы, не запрещающие маломерным судам причаливать в любом месте, где нет запрета на стоянку, помех судоходству. Для того чтобы исключить любые недоразумения и претензии, следует обратиться в администрацию и заключить с ней договор о предоставлении водной акватории в рекреационных целях. Такой документ составляется на 20 лет.

Плавучий дом требуется зарегистрировать в госинспекции маломерных судов

В законодательстве предусмотрены определенные требования к безопасности эксплуатации таких строений. Владельцу плавучего дома необходимо:

  • оснастить его противопожарными первичными средствами общими и персональными
  • обустроить сигнальную систему освещения
  • приобрести спасательные средства – плоты, лодки, спасательные круги.

Плавучий дом должен быть оборудован спасательными средствами

У строения должна быть квалифицированная техническая документация, соответствующая действующим строительным, санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Лица, проживающие в плавучем жилье, должны соблюдать требования охраны окружающей среды, не создавать риск загрязнения акватории.

ПосмотретьФОТОГАЛЕРЕЮ

А вы бы хотели жить в таком доме?

Мандарин в воде – получите штраф!

«Даже на обывательском уровне понятно, что любое строение, плавучее в том числе, будет усиливать антропогенный фактор влияния на водные экосистемы. Пищевые отходы, бытовой мусор, вода, загрязненная бытовой химией, – куда все это девать? Человек, обитающий посередине озера, вряд ли будет вывозить мусор – с большой долей вероятности он будет выбрасывать его в озеро. Это повышает риск загрязнения водных объектов, – высказывает мнение региональный координатор федерального проекта «Экодвор» Дарья Карманова. – Чтобы хаусбот вписался в водные экосистемы, нужно огромное количество норм, регламентов, а также технологических решений. Мне кажется, такие плавучие домики будут более интересны в туризме, и размещать их лучше в водоемах, удаленных от крупных населенных пунктов и поэтому относительно чистых».

Заместитель директора заповедника «Ростовский» Александр Липкович не раз путешествовал по Дону на плоту, оборудованном с комфортом, и знает прелести жизни на воде не понаслышке.

«Есть мировая практика содержания хаусботов, все это контролируется, отходы вывозятся. Другое дело, что домик на воде менее надежен. Это нечто другое, нежели привычный для нас дом на земле», – говорит Липкович.

Капитан танкера с 35-летним стажем Владимир Семенов прогнозирует, что содержание таких домов может быть очень дорогим именно из-за требований к сбросу отходов. Капитан приводит аналогии с судами и буровыми платформами в Каспии, Северном море или Мексиканском заливе.

«Там строжайший запрет на выброс отходов в воду. Или переработка, или сброс на специальные суда-сборщики. На Дону есть целая флотилия специальных судов по сбору отходов, льяльных (нефтесодержащих вод в машинном отделении судов. – Прим. ред.) и хозфекальных вод с проходящего водного транспорта. Это уже давно работает. Из пищевых отходов можно сбрасывать только перемолотые или рыбьи кости. А вот за сброшенную кожуру мандаринов где-нибудь в гавани Гамбурга можно получить солидный штраф. Даже в дождь вода с палубы не должна уходить за борт, она собирается в специальный танк, так называемый slop tank», – подчеркивает Владимир Семенов.

Примеры характеристик моделей Хаусботов

Краткие технические характеристики модели LH 112:

Длина судна 11.01 м
Ширина судна 3.96 м
Длина кают 6.83 м
Длина передней палубы 1.38 м
Длина задней палубы 1.03 м
Длина платформы для купания 1.77 м
Запас топлива для судна 540 л (бензин)+200 л (ДТ)
Запас питьевой воды 500 л
Объем накопительного бака 500 л
Число спальных мест 4+2

Краткие технические характеристики модели MIS-Vorpommern Devin 1.5:

  • Длина: 15 м (49,2 футов)
  • Ширина / осадка:5,70 / 1 м
  • Высота кузова:2,35 м
  • Высота над ватерлинией:5 м
  • Отопление:электрическое отопление
  • Число туалетов:2
  • Вес:около 20.000 кг
  • Двигатель:Torqeedo
  • Мощность двигателя:2 x 10 л.с. (7,4 кВт)
  • Топливо:подвесной двигатель
  • Макс. скорость:6 кп
  • Крейсерская скорость:5 кп
  • Топливный бак:100 л
  • Бак для воды:400 л
  • Сточная цистерна:200 л
  • https://www.happycharter.com/ru/lodka/mis-vorpommern-devin-1.5-221381
  • http://жилкомснаб.рф/poleznaja-informacija/2015/хаусбот-и-модули-плавучести-из-полиэтилена/
  • http://itboat.com/catalog/78-hausboty
  • http://kak-eto-sdelano.livejournal.com/142321
  • http://yachtsworld.ru

Коммуникационные сети и их возможные варианты

После проектирования понтона и всего здания, самое время подвести к месту строительства коммуникации: трубопроводы для технической и питьевой воды, электричество, канализацию и прочее. В зависимости от расположения дома, подключение к городским коммуникациям может быть возможным или нет. Поэтому рассмотрим разные варианты благоустройства дома на воде по очереди.

Во-первых, необходимо решить вопрос с электричеством. Если постройка расположена вблизи городских коммуникаций, то подключение к электросети может быть достаточно простым. Но если жилище находится далеко от города, необходимо рассмотреть такие системы автономного энергоснабжения: дизельные генераторы, солнечные батареи, или ветряные генераторы. Это отличная альтернатива в плане экологичности, но потратиться на их установку в новом доме придется немало.

Во-вторых, нужно подвести техническую и питьевую воду. Как и в случае с электричеством, этот процесс значительно облегчает возможность подключения к централизованному водопроводу. Но, если это невозможно, есть еще несколько вариантов. Один из них — бурение скважины на берегу, недалеко от дома. Для этого понадобится специальное разрешение из Управления по охране окружающей среды. Также современные фильтры и установки по очистке воды позволяют использовать для бытовых нужд даже воду из того же водоема, в котором «плавает» дом.

В-третьих, необходимо позаботиться о безопасной, в экологическом плане, системе водоотведения и канализации. Здесь также возможны варианты. Проще и экономичнее всего — подключение к канализационному коллектору на берегу. Но, чаще всего, это невозможно. Потому в решении этого вопроса поможет установка цистерны для накопления и хранения сточных вод. Но лучше всего установить систему автономной канализации с биологической очисткой сточных вод. Они имеют один минус — немалую стоимость. Но плюсов дают намного больше, поскольку очищенную сточную воду можно использовать для орошения растений, а при попадании ее в водоем, происходит обогащение его кислородом и улучшается естественная его очистка. Эти системы — наиболее экологическое решение, поэтому ни одна санэпидстанция не станет возражать.

И последнее, наиболее важное для комфортного проживания в доме на воде — это отопление. Здесь могут пригодиться дорогостоящие, но удобные вакуумные гелиоколлекторы

Если необходим более бюджетный вариант системы отопления, то можно использовать отопительный котел, подобрав оптимальную, по производительности и виду топлива, модель. Также существуют системы отопления, работающие от электричества, но они достаточно дорого обходятся в эксплуатации.

Проектирование дебаркадера. Основные его принципы и этапы

Для создания надежного, долговечного и безопасного сооружения необходимо со всей ответственностью подойти к вопросам проектирования «плавучего» дома. Во избежание ошибок и несчастных случаев во время строительства и эксплуатации такого здания, к такой работе необходимо привлекать только хороших специалистов этой области строительства, имеющих обязательные сертификаты, лицензии. Также желательно использовать опыт работников местного речного судоходства.

Создание проекта жилого дома на воде должно производиться поэтапно:

1. Предварительный расчет грузоподъемности основания будущей постройки, выбор подходящего материала и конструкции, и окончательные расчеты на прочность и устойчивость всех элементов понтона.

2. На основании расчетных данных, полученных на первом этапе, необходимо спроектировать конструкцию дома, подобрать материал для постройки, исходя из его механических характеристик: он должен быть достаточно прочным и жестким при сравнительно небольшой массе.

3. Далее необходимо продумать и предусмотреть размещение всех городских коммуникаций, таких как:

  • система водопровода;
  • электрическая сеть;
  • эффективная система отопления;
  • безопасная система водоотведения и канализации.

4. Окончательно завершит проект дома на воде этап обеспечения безопасного проживания людей. Также здесь необходимо учесть возможности для безопасного судоходства.

Важно провести тщательный расчет устойчивости надводного сооружения, чтобы дом не кренило и не качало во время действия сильных ветров. От того, насколько точно и детально будет разработан проект дебаркадера, будет зависеть не только комфорт проживания в будущем жилище, но и его долговечность, надежность и безопасность

Поэтому важно найти именно ответственного профессионала в этом деле

От того, насколько точно и детально будет разработан проект дебаркадера, будет зависеть не только комфорт проживания в будущем жилище, но и его долговечность, надежность и безопасность

Поэтому важно найти именно ответственного профессионала в этом деле

Хаусботы

Своего рода гибрид загородного дома и яхты. Может совершать длительные круизы в пределах внутренних водоёмов. Плавучий дом этого вида может быть оснащён двигателем (и не одним), в том числе дизельным или бензиновым, стационарным или подвесным. Хаусбот может двигаться со скоростью до 20 км/ч.

Канал Риджентс в Лондоне с армией уютных хаусботов

Такие плавучие дома пользуются большой популярностью среди тысяч путешественников со всего земного шара. Хаусботы – это нестандартный способ комфортно провести несколько дней в самых оживлённых точках мира. Одним из таких городов, способных предоставить странникам отдых на волнах, стал Лондон. На канале Риджентс гостей приветливо ждёт целая армия уютных хаусботов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Свобода фантазии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: