Авторская концепция
Савельева Вера
Практикующий дизайнер, основатель студии «Элементы Стиля». Занимается проектированием, дизайном и декорированием жилых и общественных помещений. Член международной ассоциации «Союз Дизайнеров».
Герои размышляли над стилем лофт, но архитектура помещения совершенно не подходит для проекта в данном стиле.
Дизайнер предложила героям идею оформления пространства в стиле ваби-саби. Где простота и минимализм объединяются с практичностью и функциональностью. Интерьер должен быть удобным, и в нем не должно быть лишних вещей или деталей.
Концепция продумывается очень тщательно. Интерьер, оформленный в этом стиле, не должен напоминать склад или архив. И здесь как раз уместным будет вспомнить основное философское правило, которому следуют японцы – красота всегда сосредотачивается в простоте.
Антрацитовый цвет стен и потолка кухни был предпочтен не случайно. Он выбран, чтобы визуально изменить пропорции помещения, размывая их границы. Светлые оттенки прекрасно подходят для больших помещений, потому что они максимально расширяют пространство, но при этом не подавляют. Темные цвета, напротив, удачно смотрятся в маленьких комнатах, делая их более уютными и эффектными.
Быть довольным тем, что у вас уже есть — значит быть счастливым.
Современное общество одержимо поиском счастья. Эта волна безнадежности — то, что Таль Бен-Шахар назвал ошибкой прибытия, «иллюзией того, что как только мы это сделаем, как только мы достигнем своей цели или достигнем места назначения, мы достигнем прочного счастья». Но, конечно, это не так, потому что навязчивая постановка целей не ведет к счастью, а ведет к бессмысленной и напряженной игре в поисках.
По правде говоря, наша одержимость поисками счастья не позволяет нам понять, что такое счастье на самом деле: эмоции.
Это просто еще одна эмоция.
Мы чувствуем себя счастливыми и несчастными так же, как мы чувствуем гнев, печаль, испуг или возбуждение. Невозможно быть счастливым все время, как нельзя все времВ Рёндзи также есть чайная и чайный сад, построенные в 17 веке.Википедия site:tftwiki.ruя быть возбужденным.
Так в чем же проблема погони за успехом? Во-первых, он всегда будет уклоняться от вас. Во-вторых, постоянно быть счастливым практически невозможно.
Вот где вступает в силу последнее учение ваби-саби.
В храме Рёндзи (Киото, Япония) есть чайная и чайный сад, построенные в 17 веке. Рядом с чайным домиком находится знаменитый каменный бассейн с водой, непрерывно текущей для ритуального очищения. Написанные на поверхности каменной чаши четыре китайских иероглифа не имеют значения при чтении отдельно. Но в сочетании с квадратными границами центральной чаши их можно читать как «ware tada taru wo shiru», что буквально переводится как «я знаю только достаточно» или как «Я знаю только удовлетворение».
Я знаю только удовлетворение.
Разве это не так сильно?
Быть довольным эмоцией гнева так же, как вы обычно довольны эмоцией возбуждения. Быть довольным состоянием печали так же, как вы невероятно довольны состоянием счастья.
Но как насчет более поэтического перевода этой надписи?
Видите ли, корень всех несчастий рождается из недовольства тем, где вы находитесь и что у вас есть. Это действительно так просто.
Корень всех несчастий рождается от того, что вы проводите все часы бодрствования, глядя в далекое будущее и заглядывая за пределы своей жизни, вместо того, чтобы открывать глаза на настоящее и заглядывать внутрь него.
Быть довольным тем, что у вас есть и где вы находитесь — значит быть благодарным. Быть довольным тем, что у вас есть и где вы находитесь, работая над тем, чего вы хотите, и полностью веря в то, что вы можете этого достичь — значит действовать намеренно. А через благодарность, намерение и действие вы обретаете счастье.
Но где красота всего этого? Она возвращается к первому учению ваби-саби: принятие — это удовлетворение, а удовлетворение — это принятие.
Биография
Детство Саби прошло в Инглвуде, штат Калифорния. Мать певицы сальвадорского происхождения, а отец афроамериканец. Саби росла, изучая два языка: испанский и английский. После развода родителей она каждые выходные проводила в доме отца и смотрела видеоклипы по MTV, так как мать не провела кабель. Саби особенно любила смотреть музыкальные клипы Майкла Джексона, Принса и Sade. Именно тогда она обрела огромную страсть к пению и к написанию песен, а также приняла решение, что хочет быть исполнителем. Однажды в интервью она сказала: “Я помню, как смотрела фильм Майкла Джексона Лунная походка и снова и снова пыталась повторить его движения”. Саби также ставила танцевальные номера своих младших сёстер, чтобы они выступали для семьи.
Через принятие вы обретаете свободу: из-за принятия вы найдете рост
Дэва Сандзан — малоизвестный горный массив на севере Японии. С 8-го века это было священное место паломничества монахов Ямабуши, которые участвуют в ежегодных ритуалах, стремящихся к возрождению и просветлению для своего разума, тела и души. Основную философию их обучения можно описать одним словом, Укетамо, что означает «Я смиренно принимаю с открытым сердцем».
Вот как это работает:
- Вы собираетесь потерять работу? Укетамо.
- Прогноз внезапно изменился на проливной дождь, и теперь вы должны отменить мероприятие на открытом воздухе? Укетамо.
- Вы попали в очень глупую аварию, сломали левую ногу и должны будете находиться в гипсе в течение следующего месяца? Укетамо.
Укетамо означает принятие до глубины души.
Ямабуши понимал, что чем раньше вы примете все хорошее и плохое, что бросает в вас жизнь, тем легче вы почувствуете себя. Он понимал, что мы обретаем свободу через принятие, а из принятия мы находим свой путь к росту.
- Какая свобода? Свобода остановить все формы страдания.
- Какой рост? Возможность учиться и расширяться на собственном опыте.
Видите ли, мы склонны считать, что дзен — это жизнь в состоянии бесконечного беззаботного блаженства и спокойствия. Вот проверка реальности: это не так.
Дзен — это то, как вы встречаетесь с проблемами и трудностями, которые бросает вам жизнь. Это о том, как вы справляетесь с неизбежными реалиями неудач, горя, беспокойства и одиночества. Дзен в вашем ответе. Примете ли вы несовершенное течение жизни? Или вы будете бороться с этим? Обретете ли вы покой в том, что прямо здесь, прямо сейчас? Или вы откажетесь от этого и продолжите борьбу с этим?
Философия не для всех: сможет ли ваш интерьер подружиться с фен-шуй
Заморское учение добралось до России в лихие 90-е, тогда все с радостью вкусили экзотический плод и принялись раскладывать монетки в зоне богатства и вешать красные труселя на люстры для привлечения любви.
Сегодня к фен-шуй в интерьере отношение более серьезное. Насколько адекватны китайские требования к пространству в российских условиях? Чтобы разобраться, пробежимся по краткому своду правил фен-шуй в квартире:
• только натуральные материалы;
• много естественного света — минимум по окну в каждой комнате;
• побольше свободного пространства для хорошей циркуляции ци;
• зеркала должны располагаться определенным образом,
чтобы не отразить ничего лишнего;
• все вещи в фен-шуй интерьере должны быть наполнены положительной
энергией, так что аккуратнее с винтажем и антиквариатом;
• никаких острых углов — они уводят из квартиры удачу;
• все четыре угла помещения должны быть спрятаны мебелью,
в приоритете мебель с закругленными углами;
• если в доме есть лестница — никаких просветов между ступеньками,
не то энергия ци протечет;
• нельзя совмещать зону гостиной и кухни — тоже к неудачам;
• в доме не должно быть ничего сломанного, треснутого,
протекающего — все это источники негативной энергии.
Как видите, некоторые правила фен-шуй трудно реализовать на базе российской действительности, не говоря о том, что с некоторыми интерьерными стилями он категорически не совместим. Если в жилище процветает пышное барокко или острое ар-деко о китайской мудрости не может быть и речи. Фен-шуй не подружится ни с дворцовой роскошью, ни с британской классикой, ни с расслабленным бохо или хиппи-шиком. У него мало общего с технологичным хай-теком и брутальным лофтом.
НАЛЕТ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ или ИСТОРИЯ ОДНОГО «РАССЛЕДОВАНИЯ»
Однажды в группе «Японский для души» ВКонтакте поступил вопрос от Александра Волкова: «Недавно читал запись беседы Андрея Тарковского со студентами, и там он обронил такую фразу:
«…Для вас необычны обшарпанные стены? Позвольте вам не поверить. Что может быть обычнее обшарпанных стен? Я только что был на улицe и видел их, даже перед одной остановился, так она понравилась мне своей обшарпанностью. Вот у японцев есть такое слово, адекватное понятию «патина». Этим словом они выражают то особое обаяние, особый шарм, которые придает вещам время…»
О каком японском слове речь?»
Меня, человека дремучего и некультурного, лично в этом вопросе сразу же удивило слово, которого раньше никогда не слышал — патина. Поэтому искать это слово в словарях сразу же показалось бессмысленным (первая и основная ошибка человека, который хочет чего-то узнать — сразу же «подрезал» себе крылья). Но на вопрос неожиданно ответил участник группы ゆ ちゃん:
«Скорее всего речь идёт о слове «саби«. Саби дословно означает ржавчина. Этим понятием передается прелесть потертости, некоего налета времени, патины, следов прикосновения многих рук. Считается, что время способствует выявлению сути вещей.»
Ответ показался изящным: и слово то такое японско-«культурное», но вот перевод его, «ржавчина», сильно смутил… Чисто по-человечески смутил. Ржавчина? Для любого человека ржавчина это не милая старина, а коррозия, разруха, порой непоправимый вред… Трудно представить японского самурая, радующегося ржавому клинку… разве что если это клинок противника. Хотя, кто этих японцев разберёт — Восток он и есть Восток, чтобы удивлять.. Но, тем не менее, данный ответ провоцирует желание тоже что-то поискать на эту тему. И вот, когда не знаем, ответа и не знаем где его найти, открываем словарь Яркси и тупо, не надеясь на какой-либо результат — просто надо же с чего-то начать — вводим туда слово «патина». Велико же удивление (в который уже раз!), когда получаем положительный ответ:
古色 koshoku — налёт старины, патина (буквально: старый + цвет).
Оно конечно, саби, для нас звучит более благозвучно, так что кто знает, может, Тарковский и имел имено его ввиду.. Ну, что такое косёку? — фи! а вот саби — это почти как васаби — это да! Итак, есть два претендента на истину: плохо звучащее для нашего уха косёку, но переводимое как нужно, и звучащее как надо саби, но имеющее немного смущающий перевод — ржавчина.
Кто рассудит? И вот, вечером того же дня история получает свое продолжение: в поисках очередного интересного иероглифа, о котором можно было бы рассказать, открываю самообучающие тексты, чтобы полистать словарь, и вдруг сразу же глаза упираются в табличку с иероглифом 寂, в описании которого сказано: сабисий — одинокий, грустный, сабиру, сабирэру — ПРИХОДИТЬ В УПАДОК! Вот оно! От него, оказывается, и происходит то самое саби — японская эстетическая категория, подразумевающая налёт старины, изящную простоту, умиротворение одиночества. Но простите, а где здесь ржавчина?
«Вечер перестает быть томным». Бежим в Яркси, еще раз все пробиваем и видим: есть такое дело! Саби — ржавчина. Но смотрите, какой у ржавчины иероглиф: 錆 (СЭЙ саби) — ржавчина, коррозия (металл + зеленый, голубой). Конечно же, не мог налёт милой сердцу старины ассоциироваться с ржавчиной — чутьё не подвело, просто саби разные бывают: одно саби, это
寂 (СЭКИ саби) — налёт старины, одиночество (дядя, тётя под крышей), а другое , это
錆 (СЭЙ саби) — ржавчина. Вот оно как бывает!
Кстати, дальнейшее расследование показало, что кроме саби, есть ещё ваби 侘 (человек + дом (таку, отаку)) — японская эстетическая категория, подразумевающая естественность, грубость, непритязательную простоту, ассиметричность и незавершенность.
Принципы ваби-саби в интерьере кухни
-
Принцип № 1. Красота — в простоте
Дизайн кухни по принципам ваби-саби не предусматривает стоимости, возраста и бренда вашей мебели. Кухня в японском стиле идеально подойдет для тех, кто желает отдохнуть от тотального шопоголизма и потребительской культуры.
Предмет, передающийся из поколения в поколение, обладает своей уникальной историей. Каждая потертость, трещина и царапина ценны и прекрасны, считают японцы. Только отстранившись от материального мира, человек обретает духовное богатство и безмятежность.
-
Принцип № 2. Полезная незавершенность
Концепция ваби-саби зиждется на идее прекрасного в несовершенном, поэтому не стремитесь сделать кухню идеальной, как в журналах мебели. Наоборот, необходимо стремиться к преобладанию асимметрии, неровностей, изъянов. Они дают пространство для внесения изменений в интерьер.
Несовершенство — не значит беспорядок. Ваби-саби ценит умеренность, минимализм и лаконичный дизайн. Устраните все лишние и нефункциональные предметы, придав легкость, гармонию и свободу пространству.
-
Принцип № 3. Акцент на деталях
Интерьерный стиль ваби-саби может быть составлен из небольших дополнений и мелких деталей, которые ненавязчиво располагаются по всей кухне. Японский интерьер кухни складывается постепенно, ненамеренно и естественно. Не покупайте новые вещи, используйте те, что уже есть: отремонтируйте старые стулья или стол, обогатите их подходящим декором, который привнесет атмосферу японского стиля.
Если вы будете придерживаться минимализма и очаровательного несовершенства, вы не ощутите потребности в новых покупках, сэкономите деньги, позаботитесь об экологии и не расстанетесь с полезными вещами, которые вызывают приятную ностальгию.
-
Принцип № 4. Только натуральные материалы
Пластик и синтетика неприемлемы в японском интерьерном стиле, избегайте любых имитаций и подделок. Выбирайте только органические материалы, которые вызывают приятные тактильные ощущения: поставьте стол из грубо обработанного дерева, повесьте простые хлопковые занавески и украсьте кухонные полки плетеными корзинами.
Оформленная в духе ваби-саби древесина не должна быть доведена до лоска и глянцевого совершенства. Все предметы должны быть естественной формы и с заметными следами использования. Основное правило: обилие света и воздуха в помещении, оттенки зеленого, бежевого, серого, молочного в интерьере. Это позволяет получить от кухни жизнерадостный, освежающий и привлекательный настрой.
-
Принцип № 5. Ближе к природе
Традиционно японцы очень тесно связаны с окружающим миром, поэтому стиль ваби-саби основан на минимализме и природных мотивах. Для украшения используются живые комнатные растения и формируются японские сады камней. Вместо ярких и пышных букетов выставляйте композиции из засушенных цветов, гербарии или экибаны. Великолепно будут смотреться дерево бонсай, бамбук, орхидея и камелия.
Оформление кухни в духе японского дизайна вряд ли будет напоминать картинки из глянцевых журналов. Это весьма нестандартное решение, которое подчеркнет тонкость вашего вкуса и станет отражением вашей индивидуальности. Уже никто не стремится к выглаженному совершенству: в 2020 году стало заметно, как все больше дизайнеров кухонь выбирают отделки и материалы с небольшими недостатками и разнообразием текстур.
Предыдущая статья Следующая статья
Дискография
Микстейпы
0-60: Love Sounds | |||
---|---|---|---|
№ | Название | Продюсер(ы) | Длительность |
1. | «Intro» | Ryan McDermott | 1:09 |
2. | «Cali Love» (featuring Tyga) | Mark J. Feist | 3:37 |
3. | «Love Sounds» | McDermott | 3:41 |
4. | «Better Than This» | Mark J. Feist | 3:45 |
5. | «Hollywood Romance» | McDermott, The Arsenals (co.) | 3:56 |
6. | «24K» | Jonas Jeberg | 3:43 |
7. | «Both of Us» (featuring Ryan McDermott) | McDermott, Mike McTaggard (co.) | 3:30 |
8. | «The Change» | The Costars | 2:29 |
9. | «Body Language» | Mark J. Feist | 2:34 |
10. | «Dreams» | McDermott | 4:38 |
11. | «Cali Love» (Remix) (featuring Tyga) | McDermott | 3:47 |
Синглы
Название | Год | Высшая позиция в чарте | Альбом | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
US | USHeat | US Digital | CAN | GER | |||
«Wild Heart» | 2011 | — | — | — | — | — | All I Want |
«Where Do They Do That At?» (featuring Wale) | 2012 | — | — | — | — | — | |
«Champagne» | — | — | — | — | — | 0 to 60: Love Sounds | |
«Cali Love» (feat Tyga) | 2013 | — | — | — | — | — | |
“—” обозначает, что сингл не попал в чарт. |
Совместные синглы
Название | Год | Высшая позиция в чарте | Сертификации | Альбом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
US | AUS | CAN | FRA | GER | IRL | NLD | NZ | SWI | UK | ||||
«You Make Me Feel…» (Cobra Starship featuring Sabi) | 2011 | 7 | 3 | 4 | 13 | — | 12 | 28 | 1 | 47 | 16 |
|
Night Shades |
“—” обозначает, что сингл не попал в чарт. |
Другие появления
Год | Песня | Артист | Альбом |
---|---|---|---|
2011 | «(Drop Dead) Beautiful» | Britney Spears | Femme Fatale |
«Tough Kids» | New Boyz | Too Cool to Care | |
2012 | «Barely Standing» | Diplo | Express Yourself |
2013 | «Overflow» | Ryan McDermott | Ryan Vs. The Sandman: Tale of The Sleepwalkers |
Музыкальные видео
Песня | Год | Режиссёр |
---|---|---|
«Wild Heart» | 2012 | Mike Mahil |
«Where They Do That At?» (feat. Wale) | Tim Cruz | |
«Champagne» | Jakob Owens | |
«Cali Love» (feat. Tyga) | 2013 | Mike Mahil |
Медленно и просто — это единственный способ ощутить радость от того, что значит быть живым.
Вам может быть интересно, но как вы можете увидеть красоту под поверхностью? Как удается находить красоту в повседневной жизни, когда все кажется таким скучным и мрачным?
Ответ на эти вопросы заключается в четвертом учении философии: замедлите и упростите свою жизнь. Иначе вы промчитесь, дойдете до конца и задаетесь вопросом: «В чем был смысл?» Это учение довольно простое, но его непосредственные и долгосрочные последствия глубоки.
Вот почему:
- Замедление — это противоядие от жизни в ритме спешки. Замедление — вот что помогает вам стать более наблюдательным человеком. Что затем поможет вам стать более осознанным. Почему? Потому что, как только вы замедляетесь, вы начинаете создавать пространство для паузы и размышлений, удивляться и задавать вопросы. Вы естественно становитесь более настоящим. Как вы думаете, почему большинство людей достигают дна или полностью выгорают, прежде чем они, наконец, осознают, что их образ жизни не является устойчивым? Это потому, что они двигались слишком быстро и никогда не замедлялись, чтобы освободить умственное и эмоциональное пространство для наблюдения и анализа своего саботажного поведения.
- Упрощение жизни — это противоядие от сложной жизни. В любой момент, как только вы попытаетесь что-то изменить в своей жизни, вы снова и снова поймете, что первый шаг — это не спросить «что мне нужно добавить», а «что мне нужно убрать?» Когда вы собираетесь переехать в новый дом, вы выбрасываете старые вещи. Когда вы составляете бюджет, вы исключаете ненужные расходы. Вы вступаете в новые отношения, вы задаетесь вопросом, от каких привычек мне нужно избавиться, чтобы дать этому человеку место в моей жизни. Избавление от беспорядка — неотъемлемая часть пути к росту и изменениям. Избавление от того, что больше не служит вам — это то, как вы оставляете место тому, что вам нужно.
Медленно и просто — единственный способ ощутить радость от того, что значит быть живым. Почему? Потому что только так вы позволите себе больше присутствовать и быть в гармонии с окружающим миром. Только так вы погрузитесь в ткань этой вселенной и оцените ее за то, что она есть. Радость от полива цветов по утрам, радость от наблюдения за заходящим солнцем, радость от прослушивания мягкого дождя, радость от выпечки торта или чтение книги под кроной дерева.
Ключевые элементы джапанди
В интерьере дома новый стиль легко сформировать на основе hygge. Если же приходится начинать с нуля, первым делом отказываемся от рельефных поверхностей, обоев с узором и любых искусственных материалов в отделке. Джапанди – для тех, кому чужды роскошь и глянец. Здесь нужны гладкие, однотонные стены, покрытые штукатуркой и полы из дерева или матового керамогранита.
К тому же дух «ваби-саби» требует несовершенства. Должны присутствовать небольшие трещинки, потёртости, неровности и следы старения. Но, в отличие от шебби-шика, бохо или гранжа, эти «огрехи» не становятся главным акцентом, они просто присутствуют, как неизбежные спутники обжитого пространства.
Преобладающие цвета:
- землистые и древесные;
- кофейные и бежевые;
- светло-серые с тёплым подтоном;
- молочно-белые и сливочные;
- охра, терракота, коричный и графитовый – для единичных акцентов.
Мебель должна быть простой, эргономичной и визуально лёгкой. Для обстановки понадобится минимум: диван, кровать, комод и уютное кресло, в идеале плетёное. Все системы хранения – встроенные и закрытые. Отсутствие полок и полочек, где всё напоказ, относится к необходимым условиям джапанди.
В качестве декора лучше всего использовать… живые растения. Этот эко-тренд в Японии и Скандинавии давно стал хорошей традицией. Можно добавить в интерьер сухоцветы или стабилизированный мох. А вот пышные букеты из срезанных цветов – нежелательны, они нарушают аскетичную красоту минимализма.
Джапанди нельзя назвать универсальным стилем. Он, возможно, покажется слишком суровым любителям красочных комнат, наполненных милыми вещицами и текстильным декором. Однако если дом нужен для релаксации после ежедневных психологических и физических нагрузок – лучше джапанди не найти. Объединивший в себе две базовых философии востока и запада, он создан, чтобы восстанавливать силы и двигаться вперёд, к новым вершинам.
Трещины
Сколько раз Тебе приходилось выбросить потрескавшуюся тарелку или кружку, несмотря на то, что они все еще были пригодными для использования? Наверное, не раз и не два. Ну вот…
Ваби саби стиль в интерьере не имеет таких проблем, потому что трещины и несовершенство являются квинтэссенцией этого стиля. Скажу больше – эти трещины и недостатки делаются намеренно.
Ваби-саби прославляет все, что имеет дефект в понимании большинства населения, но именно эти дефекты делают так, что предметы становятся уникальными и единственными в своем роде.
К этой тенденции относятся также все вручную изготовленные предметы, которые несут в себе какую-то историю: неровные края керамической посуды, которые являются результатом спешки художника или растрескивание чашки, которые снова прошли шлифкруги превратившись в полезное целое. Искусство-это смириться с тем, что не все должно быть идеально.
Сен-но-Рикю и чашки Раку
Сен-но-Рикю
1582, Киото. Сен-но-Рикю служит Тоётоми Хидэёи, могущественному военачальнику, объединившему враждующие группировки феодальной Японии. Он поручает Рикю создать чайную церемонию, которая поможет укрепить мир.
Наряду с Шуко, Сен-но-Рикю почитается в Японии как отец современной чайной церемонии и самый совершенный практик ваби-саби.
История, которая чаще всего используется для иллюстрации духа ваби-саби, взята из его жизни. Однажды Рикю попросил ученика почистить его чайный домик. Мальчик работал весь день, чтобы вычистить и подмести каждый сантиметр дома и сада. Рикю подошел осмотреть работу, затем протянул руку и потряс клен, нависший над тропинкой.
Опавшие листья добавили ваби-саби на сцену. Рукотворное и естественное, искусственное и случайное были объединены в совершенном выражении красоты и мудрости.
Рикю идет дальше Шуко в подрыве высокого вкуса сегунов и снимает все несущественное с чайной церемонии. Горшки и посуду, которые он использует, часто берут прямо из крестьянской домов или изготавливают по образцам, замеченым на прогулках по местной деревне.
Рикю также определяет движения чайной церемонии, создавая совершенно экономные и изящные представления о создании чая с минимальной суетой, тем самым добавляя ваби-саби в самую суть ритуала.
Тоётоми Хидэёси
К сожалению для Рикю, его босс, военачальник Хидэёси, будучи крестьянского происхождения, начинает опасаться, что весь процесс является сложной шуткой за его счет. Это заставляет его приказать Рикю совершить харакири. В жуткой параллели с кончиной Сократа Рикю проводит заключительную чайную церемонию среди своих ближайших друзей, прежде чем послушно вспороть себе живот.
Сегодня все великие школы чая ведут свою родословную от Рикю и следуют движениям и традициям, которые он изложил. Создатель скромной чашки, которой он так восхищался, был известен как Раку, и чашки Раку до сих пор изготавливаются и оцениваются как величайшее воплощение ваби-саби.
Если вы пьете чай в Серебряном павильоне в Киото — родине официальной чайной церемонии в Японии, то вы можете пить из той же чашки, из которой когда-то пил хлопотливый Хидэёси.
Серебряный павильон в Киото
Цените красоту всех вещей, особенно ту великую красоту, которая скрывается под поверхностью того, что кажется сломанным.
Представьте себе чашу или чайник, упавшую на пол. Что бы вы с ним сделали? Скорее всего, вы подберете осколки и выбросите их. Но не с Кинцуги. Здесь вы собираете вместе кусочки битой керамики и склеиваете их жидким золотом. Разве это не сделало бы их несовершенными, навсегда и неизбежно испорченными, но почему-то еще более красивыми?
Кинцуги напоминает нам, что в сломанных вещах есть великая красота, потому что шрамы рассказывают историю. Они демонстрируют силу духа, мудрость и стойкость, заработанные с течением времени. Зачем скрывать эти недостатки или золотые шрамы, когда мы должны отмечать их?
Считайте, что ваши неудачи призваны научить вас, как не поступать
Ваши ошибки нужны, чтобы научить вас важности прощения, а ваши морщины напоминают вам о смехе, который их вызвал
Начните принимать концепцию Кинцуги — сломанные предметы нельзя прятать, их нужно выставлять на показ с гордостью — и вы постепенно начнете понимать, как вы растворяете этот образ совершенства и заменяете его новым божественным. Понятие красоты: целостность вас.
Как эстетические принципы повлияли на менталитет японцев
— Японцы в большинстве своем — скрытные люди. Они, в отличие, например, от россиян, не выражают свои чувства открыто. В Японии живут по определенным законам и согласно иерархии. «Истина», «сокровенная красота», то есть макото, у них глубоко скрыты, и они открываются лишь близким.
В Японии важны ритуалы: принципы чайной церемонии, каллиграфии, икебаны изучают в кружках при каждой школе. На этих занятиях японцы с ранних лет учатся гармонии с собой и изучают эстетику, приходят к определенным мыслям о молчаливости, скрытности.
Принципы эстетики однозначно помогают японцам в гармонизации чувств и мыслей, в ощущении природы, в сохранении спокойствия (хотя такое спокойствие может быть обусловлено комфортными экономическими условиями). При этом японцы в реальной жизни, например, практически никогда прямо не отказывают — всё это происходит в обертонах, не напрямую. Возможно, японцам труднее в психологическом плане выражать свои чувства и эмоции — однако это мешает не им самим, а тем, кто с ними общается.
Всё это дополняется популярностью в японском обществе традиционных искусств и дзен-буддизма: жители Японии изучают свою религию, учатся надевать кимоно и правильно пить чай, например. То, что является экзотикой для иностранцев, — постоянная часть жизни многих японцев.
За помощь в организации интервью «Бумага» благодарит ресторан Robata Bar на Загородном проспекте, 13. Там еженедельно, по воскресеньям с 13:00 до 17:00, проводится бранч-клуб со шведским столом, а также лекциями и мастер-классами, посвященными культуре Японии.
Значение слов 侘 и 寂
14 век, Япония. Под влиянием дзен значения двух слов: Ваби ( 侘 )и Саби (寂) начинают развиваться, принимают более позитивное значение, и, таким образом включаются в эстетическое сознание японцев.
Ваби первоначально означало страдание и одиночество жизни на природе, вдали от человеческого утешения. Теперь его значение смещается к почти изысканной сладкой меланхолии одиночества.
Автор Коукеи Кодзима (Koukei-Kojima).
Нынешнее «侘» является отрицанием следующих понятий: богатый, великолепный, яркий, роскошный
Слово ваби означает: бедность, простота, осторожность, умеренность, одиночество, наивность, темный, тихий и естественный
Саби, тем временем, первоначально означавшее холод, сухость или увядание, стало обозначать признаки старения и износа, которые могут усилить значение объекта. Это относится к положительному непостоянству и благородным отпечаткам времени.
Древний узор горшка или красиво заделанной трещины теперь называется Саби.
Керамика с дефектом.
«寂» глубоко связано с античной оценкой предметов. Оценка японского антиквариата отличается от оценки западного антиквариата. Например, японский антиквар уделяет больше внимания следам, оставленным природой из-за концепции Саби, в то время как западные антиквары ценят больше сам антиквариат.
Главный урок ваби-саби
Признание красоты несовершенства простирается гораздо дальше дизайна спальни или сервировки праздничного ужина. Ваби-саби позволяет нам по-новому взглянуть на мир и на самих себя в нём, чтобы наконец остановить бесконечную погоню за недостижимыми идеалами.
Сосредоточить фокус внимания на внутреннем, а не внешнем; на процессе, а не результате; на сути, а не видимости. Не на коллекционном сервизе, а на вкусе чая, который вы из него пьёте. Не на фильтрах Facetune, а на естественной красоте здоровой кожи. На уникальности каждого момента жизни и благодарности за его мимолётность. Это важнейший урок ваби-саби, который напоминает о необходимости ценить то хорошее, что есть в жизни прямо сейчас, и помнить, что всё плохое проходит.
Фото: @_marinadenisova_